Category: психология

Category was added automatically. Read all entries about "психология".

кот

Почему экзистенциально-гуманистическая терапия всё-таки работает

Когда я первый раз училась на кафедре медицинской психологии в МАПО, нам решили прочесть отдельный маленький курс про работу горя и переживание потери. Читала проф. Татьяна Владимировна Р., лекции которой неизменно мне нравились, но в тот раз получилось нечто особенное. И манера изложения была близка, и тематика насущна - я плыла на середине собственной работы горя.

- Переживание утраты, как и любое другое эмоциональное переживание, - объясняла Татьяна Владимировна, - это определённые характеристики, определённый набор симптомов. Горюющий человек - как мы себе представляем горюющего? Плачет, рыдает, не спит, не ест... Горе - страдание в первую очередь физическое. Поражённые горем, сражённые горем, как сильным ударом...

"Под дых", почему-то подумала я.

- В солнечное сплетение, - литературно выразилась преподавательница, - Горюющие ощущают не только боль в сердце, но и мучительную пустоту в животе, спазмы в горле, сильную потребность вздохнуть. Вздохи возобновляются много дней и даже много лет спустя, когда, рассказывая о своей потере, мы возвращаемся в прошлое. "Горе сосредотачивает на образе ушедшего," - это штамп, избитая фраза, но действительно те, кто оплакивает умершего, видят его везде. Потом обеспокоенно спрашивают - не галлюцинация ли? Нет, не галлюцинация, всего лишь иллюзия. Знакомые черты, знакомый звук шагов или покашливания, запах знакомый, - и возникает иллюзия, мы встречаем в толпе любимый образ... мимолётно...

Я отёрла слёзы и оглянулась, не смотрит ли кто в мою сторону. Никто в мою сторону не смотрел, а слёзы на глазах были у всей аудитории: у женщин и у мужчин, у старших и у младших. И даже, кажется, у преподавательницы. Все вспоминали свои потери. Как никогда мне были внятны слова Ирвина Ялома:

Все мы - одинокие корабли в темном море. Мы видим огни других кораблей – нам до них не добраться, но их присутствие и сходное с нашим положение дают нам утешение.


А потом лекция кончилась, и одинокие корабли поплыли к кофейному автомату.
кот

Идеи феминизма в психологии - 2

Начинаю тянуть из-под "глазка" наброски по релационально-культуральной терапии (РКТ) и её основательнице Джин Бейкер Миллер. Предыдущий пост по тегу РКТ - http://maiorova.livejournal.com/114744.html, там биография и некоторые общие сведения. А сегодня бы хотелось разобраться с концептуальной основой РКТ, с тем, на что, собственно, терапевтическая работа направлена. И называется эта основа, со свойственной Бейкер Миллер иронией - Пять хороших вещей.

"Хорошие вещи" - не абстракции, но и не вещи в физическом смысле. Это скорее переживания, которые испытывают все, вовлечённые в отношения, когда эти отношения можно назвать здоровыми. Здоровые отношения - в терминологии РКТ означает приносящие хороший опыт. Не ценный, не поучительный, не достойный, а именно хороший.

1) стремление продвигаться в отношениях, развивать их, в противовес попыткам законсервировать, заморозить отношения в первозданном виде или, наоборот, разорвать их. Сюда же включается субъективное ощущение отношений как хороших;

2) чувство насыщенности энергией, жара, огонька, интереса к происходящему. В оригинале своеобразное словцо
zest, означающее в прямом смысле лимонную цедру, а в переносном - изюминку, то, что придаёт вкус;

3) расширение знаний о себе и партнёре/партнёрше в отношениях;

4) желание занимать активную позицию не только внутри отношений, но и вне их;

5) всеобъемлющее и всевозрастающее понимание ценности этих отношений и себя в них.


Я поначалу воспринимала этот список сардонически, вот же, думала, время идеалистов, прекраснодушных наивняг и прочих хиппи волосатых... А сейчас "всеобъемлюще и всевозрастающе" осознаю, что Бейкер Миллер имеет резон. Имеет очень большой резон.  
кот

Ретравматизация

Одним из самых распространённых симптомов посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) является ретравматизация, она же вторичная травма, она же вторичный травматический стресс. Как с этим стрессом справиться? На вопросы Джойс Боаз отвечает доктор Фрэнк Охберг, психиатр и психотерапевт

- Что вы говорите своим клиентам, когда они чувствуют, что ретравматизировались? Вообще что значит ретравматизация и что с ней делать?

- Ретравматизация - это открытие старых эмоциональных ран и тревожное предчувствие этого процесса. Второй эпизод может оказаться даже тяжелее первичной травмы, потому что заключает в себе нюанс "злого рока"; не ограниченный во времени болезненный опыт, который начался и закончился, а ощущение бесконечного мучительного и бессмысленного напряжения. Пережившие травму рассказывали мне, что ретравматизация - это как первичная травма плюс травма новая плюс ещё потеря психологической безопасности, то есть чувства, что всё "хорошо кончится". Пусть психологическая безопасность - не более, чем миф, но это миф поддерживающий. Он даёт силы жить, отрицая смерть, оберегает нас от иссушающей биологической реальности.

Психотерапевты, которые работают с травмой, неизбежно сталкиваются и с ретравматизацией. В работе с посттравматическим стрессом мы стараемся избегать касаться раны, исследование которой слишком болезненно. Один неуместный вопрос, неверный выбор времени, обращение к травматическому опыту, когда психотерапевтический альянс ещё не установился - это признаки плохой терапии, терапии ранящей, разрушающей доверие.

Когда мои пациенты - иногда годы и годы спустя - описывают возвращение ПТСР, они чаще всего говорят о переживании своей неудачливости, неспособности справиться, повторяют одну и ту же фразу: "возвращаюсь к тому, с чего всё началось". Как будто бы всё, что удалось узнать о преодолении травматического стресса, испарилось. Причина чаще всего - новая травма, реже - физическое заболевание или продолжительная цепь неудач, пут и уступающих по интенсивности травме, вызвавшей ПТСР. В мои задачи как терапевта входит оценить, насколько они продвинулись со времён первой травмы, вместе с ними найти ресурсы уверенности в себе, напомнить об их навыках выживания и совладания с трудностями.Кроме того, я поддерживаю пациентов в осознании того, что ПТСР - реальность, и нельзя одной силой желания исцелить его. Возможно, они нуждаются в психотерапии. Возможно (хотя я считаю, что не обязательно) - в медикаментозном лечении. И всегда они нуждаются в понимании и поддержке близких.

Итак, если вы успешно пережили травму, но ваш личный ураган вернулся, то есть ПТСР нанёс ответный удар - что делать? Во-первых, убедитесь, что на данный момент вы в безопасности. Физическая безопасность предполагает способность к усилию, наличие друзей и может предполагать доступность экспертов - специалистов в области безопасности, права и медицины. Там, где риск высок, не до психоанализа, сперва следует обеспечить себе безопасность. Во-вторых, если вы в безопасности физически, но испытываете страх, "вспышки" мысленного возвращения в травмирующую ситуацию,психологическое онемение, потребность спрятаться, скрыться - напомните себе, что вы уже не из тех зелёных новичков, ничего не ведающих о психологической травме. ПТСР нарушает чувство времени и заставляет считать, что все опасные события происходят непосредственно здесь и сейчас. Но помните, это не так, речь идёт о подземных толчках после того, как основное землетрясение уже закончилось. Применяйте то, чему научились, и пусть ваш разум повторяет то, что для вас сейчас полезно: Всё проходит, проходит и ПТСР. Вы - ценны. Другие люди поймут. Нет ничего позорного и стыдного в том, чтобы бояться, смущаться и горевать - в том, чтобы быть человеком. И наконец, обратитесь к тем близким, которых считаете достойными доверия. Сообщите им, что у вас ретравматизация, или тревога, или депрессия - в любых терминах, которые вам удобны. Избегайте социальной изоляции. Если ощущаете, что нужна профессиональная помощь - прибегните к ней. Возвращение ПТСР кажется хуже, чем первичная травма, но в большинстве случаев это не так. Однажды вы уже победили, уже преодолели, и полученные навыки сработают, когда минует первая шоковая реакция.

Оригинал: http://www.giftfromwithin.org/html/FAQ-PTSD-Symptom-Re-Traumatization.html
Вообще сайт полезный, рекомендую.

Идея: уважаемой френдессы umklaidet

Здоровья вам, уважаемые читательницы. Извините, что промедлила, надеюсь, этот пост не станет "по ужине горчицей" и принесёт некоторую пользу.
кот

(no subject)

Только взрослым надо, чтобы их замороженные чувства оттаивали. У меня и так не чувства, а одна сплошная слякоть...

Габриэла Воман, "Паулинхен была дома одна"

Чем дальше я углубляюсь в Марион Вудман, тем чётче оформляется моя основная и по большому счёту единственная претензия к аналитической психологии. Рассуждает человек и логично, и психологично, и социологично - что очень редко бывает одновременно, - ставит проблему, описывает её подварианты. Прелесть бесподобная. Но как только речь заходит о решении, начинается, извините, глоссолалия. Граали какие-то, Зигфриды, эльфы, цвёльфы и сифилиды. Что это? Ах, архетипы. Отлично, давайте перечень этих архетипов - ср. Гаспаров, "Записи и выписки":

Ссылка на «Мифы народов мира» освобождает от всех забот. (Я говорил диссертантам: «Ссылаться на «Мифы народов мира» так же непристойно, как на энциклопедию Брокгауза: там при каждой статье — библиография, проработайте и ссылайтесь», — но не встречал понимания.) Дайте мне конечный, как алфавит, список архетипов, и я готов буду этот анализ обсуждать.

А то при достаточной начитанности всё может стать архетипом всего. Что Вудман с успехом и демонстрирует. Иногда, по крайней мере. Но ладе если скрепя сердце принять эту мишурную терминологию, где Вудман видит выход?

Если один из полов начнет прислушиваться к требованиям другого пола; более того, если каждая из сторон начнет понимать свою внутреннюю потребность в целостности, то только в этом случае может быть восстановлено партнерство между полами, которое способствует личностному росту каждого.

Ну ёлки, ну сколько можно. Тысячелетиями ничего не делаем, только прислушиваемся к требованиям, а воз и ныне там. Какие тут женихи, какое бессознательное? Всё продумано, как распорядок действий, всё открытым текстом проговаривается:

В 1988 г. на конференции, посвященной Великой Матери, на которой присутствовал Роберт Блай, ко мне пришло решение одной фундаментальной проблемы в отношениях между мужчинами и женщинами. Я спросила аудиторию, какие ассоциации возникают у присутствующих в связи со словом «мать». У женщин сразу возникли следующие ассоциации: заботливая, ухаживающая, защищающая, дающая, кормящая. Но при этом все мужчины молчали.
«Давайте же и вы, мужчины», – сказала я. И в ответ послышалось ворчание: пожирающая, требующая, манипулирующая, удушающая, кастрирующая.
Потрясенные, мы смотрели друг на друга. Женщины, считавшие себя самоотверженными и любящими, теперь посмотрели в другое зеркало. Их односторонняя установка констеллировала у мужчин отрицательный материнский комплекс. И убийцы дракона обнажили свои мечи. Вот наглядный пример того, как очень простое слово «мать» привело к разделению полов.
Затем я попросила аудиторию дать ассоциации к слову «юная дева». Женщины назвали следующие слова: уверенная в себе, знающая себе цену, живущая согласно собственным убеждениям, сильная, земная. А мужчины сказали: слабая, наивная, чистая, непосвященная, незаметная.


Смысл-то прислушиваться к требованиям этих людей? Они всё равно невыполнимы, их требования, "подай щенка, чтоб не сукин сын". И даже если детка-семилетка сдогадается, подаст щенка-девочку, которая по самому своему определению не сукин сын, а сукина дочь, - всё равно чем-нибудь да не угодит. Игру, в которой один из игроков меняет правила по своему усмотрению, другой игрок обречен проигрывать...
кот

Опечатки, май-июнь 2016

Пардон, уважаемые читательницы, совсем забегалась и заметалась. Забыла, что сегодня не только три грозы разом (но ни одной чёточной молнии, опять, опять это тягостное чувство ожидания!), но и день весёлой опечатки. За этот месяц их немного, зато все как на подбор.

лягушка => лягушкаф. А представляете, такая милая амфибия размером с шифоньер? Если вдумываться в исчадия моего бессознательного, становится не по себе. Так что я в них и не вдумываюсь, просто коллекционирую.

трёхцветная кошка => трёхцветная Кокошка - услужливый Ворд подставил заглавную букву. Для пояснения: Оскар Кокошка - крупнейший австрийский художник-экспрессионист.



самопожертвование => саможопертвование. Что характерно, в любимом сообществе ру-психолог. Это был бы самый идиотский бан за всю историю комьюнити. Спасибо модерам, что притворились не заметившими, я действительно не специально. я так специально не умею. Я так умею только ненарочно.

обаятельный мужчина => оябательный мужчина. Не весьма тонко, но правдиво. И ояба... то есть я хотела сказать, обаятельно.

...оставаться красой и гордостью => оставаться сракой и гордостью. Без комментариев. Комментировать тут нечего.

не будем, мол, ссориться => не будем, мол, сссриться. Вот это глагол! Я эсэсэсэрюсь, ты эсэсэсэришься, он-она-оно эсэсэсэрится. Мы с мужем, когда на дачу собираемся, обязательно поэсэсэсэримся. И до чего вы доэсэсэритесь в конце концов? Все окончательно переэсэсэсэрились.

Черепаха-трионикс => черепаха-триносик. Что-то какие-то всё мутанты лезут, то лягушкаф, то теперь триносик. Трионикс и сам по себе специфический, а если ещё с тремя носами...

уверенный в себе => усеренный в себе. Это, к счастью, не психологическое сообщество, но тоже очень вовремя успела исправиться. Кстати, если погуглить слово "самоусеренный", будет довольно забавно по первой ссылке.
кот

Полонез эгоисток под луной

В прошлом году в апреле у меня был пост под заглавием "Шабаш эгоисток". Там я цитировала свою любимую Е. Михайлову, у которой целая глава в "Веретене Василисы" так называется.

Но уж если речь заходит о “любви к себе”, где-нибудь поблизости непременно оказывается ее кривое отражение. Увидев этакое в зеркале, мы с диким криком от него отшатываемся. Достаточно сказать о ком-нибудь: “эгоистичная, избалованная особа” или “она уж очень себя любит” — и каждому ясно, что с ЭТОЙ никаких дел иметь не следует, спасайся кто может! Возникает образ ленивой, холеной, капризной стервозы во-от с такими ногтями, железной хваткой и непомерно раздутым “Я”. Мужчин она использует, пожилым родителям стакана воды не подаст, а уж детей или вовсе не имеет, или подбрасывает, как кукушка. Кровь стынет в жилах!

К нам эта жуткая особа — как и прочие исчадия ада — конечно, отношения не имеет.

Обвинение в эгоизме, самовлюбленности, пренебрежении к окружающим столь тяжко для всякой нормальной женщины, что так и хочется его отбросить подальше от себя, перевесить на кого-то (желательно, чтобы эта особа была сущей дрянью), оправдаться или отбрехаться. Так вот и защищаемся. Да, я слежу за ϲʙᴏей внешностью, но не целыми же днями “чищу перышки”, и на моей работе иначе нельзя, у меня контракт, и вообще — я что, не заслуживаю... далее по тексту. Да, бывало, что меня любили больше, чем любила я, — я что, и в ϶ᴛом тоже виновата? Ну, знаете ли! И потом, я честно старалась данным не пользоваться... ну разве что совсем чуть-чуть... Да, иногда родители обращаются за помощью не вовремя, как будто проверяют длину поводка — вот матушка вовсю гоняет по городу на ϲʙᴏей машине, но вдруг захотела какого-то особенного молотого кофию, который почему-то должна купить именно я и только немедленно, а у меня отчет, ну я и сказала: на следующей неделе, — а она обиделась... Но не стакан же воды! Да, я дала ребенку не все: вот и прикус надо исправлять — недоглядела, и читает мало — недочитала, и ленив немного — сама люблю поспать... но не кукушка же! Робкие попытки “эгоизма” сопровождаются пышным букетом оправданий, которые порой даже довольно агрессивны, а все едино — чувство вины из них вылезает, как то самое шило из того самого мешка.


Открываю новый полонез эгоисток. Чувство вины, стыд и оправдания предлагаю оставить при входе. Расскажите, пожалуйста, как вы себя любите и что для себя делаете.
кот

Опечатки, март-апрель 2016

Итак, сегодня шестнадцатое число, и вас приветствуют мои новые опечатки, жаждущие анализа по Фрейду, Мерлину и девице Ленорман. Улов невелик, да отборен. Предыдущие свидетельства моего позора - по тегу "опечатки"

омыватель лобового стекла => обыватель ломового стекла - Помните, у Гребенщикова в "Романе о лесе" упоминался хит-сингл группы "Доктор Крюк и Психоделическая водонапорная башня" под названием "Узник жёлтой лужи"? Продолжение наверняка называлось "Обыватель ломового стекла"

внутренний критик => внутренний китик - психологические руководства пестрят приёмами борьбы и совладания с внутренним критиком, чтобы он замолчал. А мне понадобилось только убрать у мучителя букву Р, и он запел подводные песни. Надо же - китик. Маленький кит, лакировщик действительности.

чёрный пудель => пёрный чудель - я всегда сочувствовала доктору Фаусту, но только умножила его страдания своей опечаткой. Мало того, что бедняге является дьявол, мало того, что он преследует его, так ещё и в образе пёрного чуделя. Как не стыдно.

промокашка => копромашка - тут я даже не комментирую, потому что это комментировать бессмысленно. Некоторое оправдание нахожу в том, что перечитывала "Между двух стульев" Клюева, а конкретно - главу про Белое Безмозглое. "Фердинанд де Соссюр!.."

плохая мать => хлопая мать - не знаю, может быть, это и байка, я своими глазами того диплома не видела, но. Якобы у кого-то из студенток нашего факультета в теоретической части довольно подробно излагалась точка зрения психоаналитика Винникотта на достаточно хорошую мать. И везде вместо "достаточно хорошая мать" было напечатано "достаточно орошая мать". Я мать, оросите меня достаточно, ибо я изнемогаю. Любопытно, что бы сказал на эту тему психоаналитик Винникотт.

психотерапевт => психотерпевт - очень распространённая опечатка, к слову сказать, как и "спихолог".

Вечный зов => вечный воз - всё логично. Вечный зов зовёт, да только вечный воз надо везти.

Воспоминания Герцена неспроста назывались «Былое и думы» => Воспоминания Герцена неспроста назывались «Былое и муды» - Господи, какой ужас. Это "Тёмные аллеи" Бунина надо бы так переназвать. С другой стороны, имея такое заглавие, они наверняка бы прекрасно продавались.

кот нашёл что-то на полу и жрёт => кот нашёл что-то на полу и ржёт - опять без комментариев. Комментарии только всё испортят.

стильный жакет => сильный жакет - Хочу сильный жакет, ловкие перчатки и быстрые тапочки. Умная шапка тоже полезная в хозяйстве вещь.

сборник стихотворений => сбобрник стихотворений - И верно, как называется место, где много бобров собралось? Сбобрник. А где много котов - издранное.

рассказ Эдгара По «Падение дома Ашеров» => рассказ Эдгара «Попадение дома Ашеров» - да-с, попал дом Ашеров. И Эдгар тоже круто ПОпал.

облагодетельствовал => облягодетельствовал - богатая опечаточка, кстати, заставляет задуматься. О, бля! годетели.
кот

О психологической грамотности

В приёмном покое пожилая медсестра и молодой ординатор. Его посадили набираться опыта. Входит хорошо одетая, тщательно накрашенная дама
лет пятидесяти:

- Скажите, пожалуйста, здесь подавать документы в клинику нервозов? Мне срочно нужно в клинику нервозов.

Ординатор:

- Здравствуйте. Во-первых, не нервозов, а неврозов, а во-вторых, зачем вам именно в клинику неврозов?

- Ну, как же? У меня нервоз.

- Во-первых, не нервоз, а невроз, а во-вторых, почему вы считаете, что у вас именно невроз?

Дама, заговорщически-доверительно:
- Вы понимаете, мой муж... уехал работать за границу. На три месяца. Прошло только полтора месяца, а я так за него волнуюсь! Так тревожусь! Я стала такая неврозная!
кот

Психологический тренинг для подростков - 2

Уважаемые читательницы и читатели, я понимаю, что происходящее на тренинге уже не смешно, но я и не для смеху, и тем паче не для глумления над коллегой. Просто когда вас спросят: "А что, кого-то принуждают, заставляют, кому-то запрещают?", вы можете ссылаться прямо сюда. Этот тренинг натурально проводится с подростками. Это занятие во всей своей силе проводится с подростками. Комментировать никак не буду, потому что комментарии бессильны.

Занятие 31. Тема "взаимодействие супругов с детьми".
Цель: осознание необратимости влияния родителей на половую идентификацию детей.

Упражнение 4. Кого ждёте?

Психолог: Раз уж мы с вами говорим о том, как важна семья для ребёнка, хотелось бы ещё поговорить о детях. Ребята, как вы думаете, когда женщина ждёт ребёнка, желает ли она, чтобы родился только мальчик или только девочка? Может ли это как-то повлиять на родившегося ребёнка, на черты его мужественности или женственности?

Ребята все высказываются, а ведущий предлагает послушать письмо матери, которая просит помощи у психолога.

Фрагмент первого письма
...Когда узнала, что беременна, решила для себя, это девочка. Я даже мысли не допускала, что у нас может родиться мальчик. Комнату приготовила, обклеила стены розовыми обоями, на полу розовый ковёр, на полочках куклы... Какой у меня был шок, когда врач сказал: "Смотри, какой у тебя богатырь!" Я говорю: "Какой богатырь?? Мне даже на УЗИ говорили, что девочка! Вы что, спятили, я же дочь хотела..." В общем, когда выписали из родильного дома, у меня самая настоящая депрессия началась, сынок подрос, в два месяца мне идея пришла бантик на волосики прицепить, и так мне понравилась эта мордашка... Потом накупила маленьких платьев. Одевала в них, завязывала бантик, фотографировала и прятала от мужа. Прятала, пока он не нашёл... Был грандиозный скандал, нашему сыну к тому времени было семь месяцев, я была уверена, что в этом нет ничего страшного, ведь он ещё маленький и не понимает, а я, хоть ненадолго, стала матерью дочери. Потом, конечно, мне хотелось продолжать, муж увёл меня к психологу, она помогла мне посмотреть на ребёнка как на сына, я открыла в нём удивительного и любимого для меня. Сейчас ему девять лет. Он вырос таким нерешительным, мягким, у него нет ни одного друга, даже девочки с ним общаться не хотят, а мальчишки, так те вообще в спину кричат: "БАБА!" Он приходит домой и плачет, а я ничем помочь не могу, уже и кричала на него, что нужно пожёстче быть, и сама плакала, а муж во всём обвиняет меня, тут погрозился, если я ситуацию не исправлю, всё мальчику рассказать. Я знаю, он меня не простит. Помогите мне, ну неужели за семь месяцев я могла превратить его в такого жалкого человечка??? Что мне теперь-то делать?

После этого участники задают вопросы ведущему. Потом психолог спрашивает: могло ли поведение матери в период беременности и первых семи месяцев так повлиять на ребёнка? Можно ли помочь? Как? (Группу необходимо подвести к осознанию того, как важно, чтобы мама любила и растила в мальчике мужчину, а отец своим примером доказывал, как важно быть настоящим мужчиной).

Затем психолог предлагает ещё одну ситуацию.
Фрагмент второго письма
...Когда меня мама носила в себе, ждали всей семьёй мальчика, даже имя дали - Саша. А я взяла да девочкой родилась, так Сашей и назвали. Выросла я очень сильной духом, агрессивная часто бываю, меня в школе весь класс боялся... Но я вообще-то не о себе хотела рассказать, у меня тоже дочь родилась, я её воспитывала, как меня родители, а может, где-то и жёстче. Ей сейчас пять лет, она всегда только машинками играет, лазает по деревьям с мальчишками, с девочками общаться не хочет, говорит, что все они размазни и нытики. Мне это сначала как-то даже нравилось, но тут она у отца попросила рогатку на день рождения. Я встревожилась не на шутку. Я ещё не сказала о том, что о бантах и платьях у нас даже речи не заходит. Помогите, чем можете... Жду.

После этого участники задают вопросы ведущему. Потом психолог спрашивает мнение ребят: где ошиблась мать? Можно ли помочь? Как? (Группу необходимо подвести к осознанию того, как важно, чтобы мама любила и растила в девочке женщину, а отец своим поведением показывал, как ему нравится нежность, доброта и красота девочки).

Заключительная часть: в заключение группа приходит к осознанию того, что влияние родителей на черты мужественности и женственности детей неизбежно...

Домашнее задание: психолог раздаёт участникам бланки и просит их дома заполнить:

Чтобы моему ребёнку было хорошо в жизни, я могу
1.
2.
3.
4.
кот

Психологический тренинг для подростков - 1

Меня всегда занимал вопрос, почему и отчего я не понимаю жанра "хоррор". Меня не трогают фильмы ужасов, я равнодушна к вампирам и зомби. Даже чупакабры - и те не трогают. Каждому своё, как говорится. Вот сейчас читаю потрясающий ужастик под названием "Быть мужчиной. Быть женщиной. Тренинг полоролевой идентичности для подростков". Издательство "Речь", 2010 год. Юлия Викторовна Василькова, кандидат психологических наук, руководитель Центра по подготовке детей-сирот к семейной жизни. Педагог-психолог высшей квалификации.



Что сказать? Мало детям-сиротам, что они сироты, так ещё их и тренингуют. На семейную жизнь. Дальше будут только цитаты, с небольшими комментариями в квадратных скобках. Портить впечатление не хочу, но глаза у меня ещё квадратнее, чем скобки.

Аннотация: В последние годы в нашем обществе весьма острой стала проблема нарушения половой идентичности у подростков. Размывающиеся с каждым годом половые стереотипы, разрушение традиционного семейного уклада, освоение мужчинами "не мужских" и женщинами "не женских" профессий постепенно устраняют из детского сознания (да и из сознания общества) образ "настоящих" мужчины и женщины.
Предлагаемый тренинг позволяет сформировать у юношей и девушек адекватные стереотипы мужского/женского поведения, помогает им принять свое "физическое Я", осознать необходимость соответствующей половой самоидентификации для успешной жизни.

***


Упражнение "Я из пластилина".
Участникам раздаётся пластилин, психолог просит вылепить фигуру своего пола. Для этого даётся столько времени, сколько понадобится.
Затем желающие показывают фигуру и от своего имени описывают её (например, "я красивая, у меня стройные ноги..."). Попутно проводится обсуждение, задаются вопросы, психолог ведёт группу согласно создавшейся ситуации [группу вести надо не согласно ситуации, а сообразно целям и задачам. Тут какие задачи? Чтобы Нина вышла и сказала "я красивая", а Зина "Я толстая и хромая"]. Основополагающее значение имеет уровень профессионализма ведущего, так как в процессе работы могут раскрываться очень сложные проблемы, необходимо, чтобы все вышли из этого упражнения с завершённым гештальтом [Зачем, о зачем ставить на третье занятие подростковой группы очень сложное упражнение?!].

На следующее занятие психолог просит прийти девушек и юношей одетыми так, чтобы внешний вид подчёркивал их половую принадлежность. [Это как? Стыдно вообразить...]

***

Упражнение "Модельное агентство".
Ребята снова делятся на две группы по полу. Ведущий предлагает устроить показ мод. Сначала зрители юноши, потом девушки. Участники выходят по одному под тихую музыку и рассказывают о своей внешности, о своём образе [а вам не кажется, что это похоже на провинциальный бордель средней руки?], зрители могут задавать вопросы.
После этого проводится обсуждение увиденного. Участники отмечают тех, кто в обычной жизни выглядит так же хорошо, как на занятии. Психолог подводит участников к выводу, что было бы приятно, если бы все девушки и юноши были такими каждый день [с подчёркнутой половой принадлежностью].

***

Психолог: На прошлой встрече вы писали в своих дневниках о том, что вы думаете о своём теле. Естественно, у каждого из нас во внешности есть недостатки. Некоторые можно исправить тем или иным способом, а некоторые останутся с нами навсегда. [ну, оптимистка...]

Домашнее задание: написать в дневнике, с какими недостатками внешности вы хотите научиться жить, не испытывая душевной боли. [с хоботом, ёлки!]

Из заключительного слова психолога: Уважайте себя. Только уважающий себя человек не позволит себе ходить неухоженным, только уважающему себя человеку, по-настоящему уважающему всего себя, наплевать на насмешки окружающих над недостатками фигуры.