Category: образование

Category was added automatically. Read all entries about "образование".

кот

Были в океанариуме

Я даже сама до конца не верю, что нам удалось провернуть это дело, но мы всей семьёй сходили на лекцию в петербургском океанариуме: погружались в бездну. Бездна, к счастью, была виртуальная. Для каждого слоя Мирового океана предлагались к изучению наиболее показательные представители. Как в школьной литературе, только вместо Онегина и Ленского -- кальмар и кашалот.

Мы запускали водомера, нарисованного фломастером, на поверхность воды. Мы смотрели в микроском на фитопланктон и зоопланктон. Мы отправили в полёт условного осьминога с реактивным двигателем из воздушного шарика. Мы наблюдали кормление рыбок и здоровенного морского рака, перед которым, чтобы он соизволил покушать, надо поводить кормом на щипцах, как перед жабой. Охотится только за движущимся. За недвижущимся -- не охотится. Мы впервые в жизни трогали остов морской звезды, раковину морского жёлудя, тридакну и коралл.  Мы гладили живую морскую офиуру, размах лучей более сорока сантиметров, и офиура к нашим посягательствам относилась вполне благосклонно. Мы искали её товарок на экспозиции. Это трудно! Попробуйте!

А потом ещё раз прогулялись по любимым местам, и нам выплыла звезда океанария -- широкохвостая хвостоколиха Принцесса. Теперь мы знаем, где она отдыхает -- за камнями, в тайнике, где в норках маленькие акулки сидят. Мощными движениями круговых плавников скатиха выгоняла -- а ну, с моего места, как с теста! -- разнежившуюся кошачью акулу. Та уматывала с характерным выражением морды, точно проштрафившийся сенбернар с дивана.

Всем рекомендую, очень поучительно.     


 
кот

Поэт и гимназисты

Как известно, поэт Иннокентий Анненский был директором Царскосельской гимназии. Пост ему пришлось оставить, и вот по какому случаю.

Из дневника Дмитрия Рихтера:

Дело было в 1905 или 06 году, когда ещё родительских комитетов не существовало, а создавались в Ц<арско>-С<ельской> муж<ской> гимназии совещания родителей; собирал эти совещания покойный директор гимназии И. Ф. Анненский, человек весьма порядочный, гуманный и более интересовавшийся классическим миром, чем современной жизнью. Совещание было собрано, чтобы сговориться педагогам и родителям «успокоить» молодежь. Волнения эти выражались в процессиях юных питомцев гимназии по городу, «снятиях» с занятий учениц женских гимназий и, наконец, т<ак> н<азываемой> «химической обструкцией», при чем в помещении гимназии и квартире Анненского была напущена такая вонь, что занятия пришлось приостановить, а Анненскому на время переселиться на другую квартиру.
Собрание родителей отнеслось к этим проделкам юношества очень строго расходившиеся «папеньки» и «маменьки» не щадили красноречия, ругая своих «сынков», причем каждый и каждая из них были уверены, что эти «мерзавцы» не их «сынки». Так помню, маменька гимназиста, состряпавшего вонючую жидкость (я знал это от покойного Мити, кстати сказать<,> бросившего склянку с жидкостью в квартиру Анненского)<,> ругая мне молодежь<,> заметила, что ее «Коленька» (или что-то в этом роде) и ваш «Митя» тут не причем... Жидкость, по исследовании покойным Л. Ю. Явейном, оказалась только вонючей, но безвредной, т<ак> ч<то> в общем дело оказалось не особенно зловредным. И так «родители» до того расходились, что требовали тщательного расследования и примерного наказания; Меньшиков был среди этих суровых членов совещания; против говорило нас всего несколько человек. Директор — И. Ф. Анненский, как человек гуманный, старался успокоить расходившихся родителей и сказал примерно следующее: «Юношество в общей массе всегда думает благородно и если иногда и прибегает к каким-нибудь нехорошим средствам, то по недоразумению и притом имея «благородную цель» в виду. Я более всего пострадал от этой «химической обструкции», но думаю<,> вопрос выяснен, желательно разъяснить юношеству, что их приёмы не хороши<,> и на этом покончить со всем делом».
На эту разумную речь директора Меньшиков возразил репликой:
— Вы, И. Ф., говорите, что юношество поступает «благородно», даже и когда производит эту ужасную «химическую обструкцию» и выживает вас из вашей квартиры?
— Да, ответил И. Ф., и даже тогда.
— Хорошо — прошу слова г. Директора занести в протокол.
Я не утерпел и заметил: «Это нечто вроде доноса, а потому, если предложение Меньшикова будет исполнено, прибавить в протоколе, что слова И. Ф. занесены по предложению М. О. Меньшикова».


Здесь надо особо оговорить, что Анненский, человек вообще впечатлительный и сенситивный, был крайне чувствителен к запахам. В его кабинете всегда стоял букет белых лилий с тонким ароматом... Химическая обструкция, что бы господа гимназисты туда ни натолкали, была для него абсолютно непереносима. Рассказывает выпускник гимназии Дмитрий Крачковский:

Залетела революция и в стены Царскосельской Гимназии, залетела наивно и простодушно. Заперли в классе, забаррикадировав снаружи дверь циклопическими казёнными шкафами, хорошенькую белокурую учительницу французского языка. То там, то тут на уроках лопались с треском электрические лампочки, специально приносимые из дому для этой цели. Девятым валом гимназического мятежа была "химическая обструкция" (так это тогда называлось): в коридорах стоял сизый туман и нестерпимо пахло серой. Появился Анненский, заложивший себе почему-то за высокий крахмальный воротничок белоснежный носовой платок. Впервые он выглядел озадаченным. Как и обычно, был окружен воющей, но очень мирно и дружелюбно к нему настроенной, гимназической толпой. В этот день учеников распустили по домам. Гимназию на неопределенное время закрыли...
кот

О мусоре

Наверняка ничего нового об учебнике А.А. Плешакова «Окружающий мир» я не скажу. Его склоняют во всех падежах даже сами педагоги. Я давно отчаялась понять, по какому принципу вообще материал группируется. За ноябрь несчастные учащиеся первого класса «прошли» (именно в этом порядке): зоопарки, компьютеры, основы безопасности жизнедеятельности, форму земного шара и теперь перешли к благодатной теме экологии. Дали домашнее задание изучить содержимое помойного ведра и выяснить, сколько семья за сутки выкидывает единиц пластика, бумаги, стекла и металла, например, жестяных консервных банок.

С одной стороны, здорово. Сортировать мусор тоже надо уметь, и само это умение не приходит. Вот поставили у нас во дворе контейнер для пластиковых бутылок. Туда выбрасывают и пластиковые не-бутылки, и бутылки, но не-пластиковые, и чёрта в ступе, лишь бы выбросить... С другой стороны, так и представляется несчастный первоклашка, подсчитывающий строй бутылок из-под спиртного и честной рукой заносящий их астрономическое количество в «протокол». Подсчитай и запиши в квадратиках, сколько ненужных предметов, т.е. мусора, появляется в вашем доме в течение дня?



Илл.1. К теме поста отношения не имеет. Взята из подборки пользователя Твиттера @stupid_Evan «Странные картинки»
кот

Перечитываю учебник Гиляровского

Как стихи, конечно.

Б-ная К., 53 лет, девица, служит в одном книгоиздательстве помощницей заведующего складом.

О наследственности больной сведений нет. Лишившись родителей в раннем детстве, она была отдана на попечение чужим людям, которые её недолюбливали, ласки она не видела, часто была бита, росла слабым ребенком, нередко припухали шейные лимфатические железы. До 12 лет была очень религиозна, большая фантазёрка, любила читать сказки, мечтала о волшебной карете, которая увезла бы ее из тяжелой обстановки в какую-нибудь сказочную страну, была обидчива, пуглива, пряталась и подолгу молилась богу. С 12 лет жизнь её изменилась, она поступила в сиротское женское училище, успешно училась, но брала больше своим прилежанием.


Вот кто сейчас напишет о пациентке: ласки она не видела, бывала часто бита? Напишут: дисфункциональные отношения в семье, эпизоды физического насилия. Ещё длинная цитата об особенностях психики в старости:

Самым основным моментом в данном случае является понижение энергии, психической активности, ведущее прежде всего к ослаблению способности усвоения новых впечатлений. Одно из центральных мест в данном случае занимает ослабление памяти, во многих отношениях определяющее собой все остальное. При этом в старческом возрасте отчётливее, чем где бы то ни было, выступает различие между активной и пассивной функцией памяти, между способностью запоминания новых, текущих впечатлений и способностью удерживать в памяти то, что было усвоено раньше. Расстройство в данном случае относится почти исключительно только к первой, называемой иногда также способностью восприимчивости, тогда как память прошлого обыкновенно не страдает. Эти особенности лежат в основе своеобразных установок внимания и интересов в старческом возрасте. Все возрастающие трудности, встающие на пути к овладению новыми фактами и явлениями, ведут к консерватизму мышления, непринятию новых взглядов, новых методов работы и новых условий жизни, доходящему до резко выраженного мизонеизма. Мысли все больше возвращаются к давно прошедшему, обнаруживая тенденцию вращаться исключительно в области воспоминаний прошлого, которое в противоположность чуждому и непонятному новому окружено ореолом необычайной привлекательности Известная картина Поленова «Вся в прошлом» является очень ценной для характеристики старости вообще. С этим стоит в связи стремление стариков хвалить все старое и ставить детям и внукам примеры, взятые ими из своего давнего прошлого. Большая осторожность в подходе к каждому новому явлению, большой накопленный за долгую жизнь опыт, пользоваться которым не мешает сохранившаяся память прошлого, спокойствие и уравновешенность в высказываемых суждениях, являющихся прямым результатом известного эмоционального опустошения, сообщают старческой психологии черты, дающие право говорить о мудрости стариков. Последняя по существу однако носит на себе штемпель определенного увядания. Старики очень часто оказываются не на высоте при оценке какого-нибудь сложного явления. Помимо чересчур больших симпатий к прошлому и недоверчивости по отношению ко всему новому правильной оценке нередко мешает и вытекающая из понижения эмоционального тонуса тенденция видеть во всём преимущественно теневые стороны. Сознание меньшей активности и работоспособности с меньшими возможностями каких-либо новых достижений заставляет стариков более цепко держаться и не выпускать из своих рук то, что они уже имеют. Отсюда их бережливость, аккуратность, склонность ограничивать себя в требованиях, а нередко чрезвычайно выраженное скопидомство и скупость того типа, яркие примеры которого можно видеть в Плюшкине и «Скупом рыцаре». Недоверчивость и подозрительность часто приводят к резко выраженным страхам ограбления и воровства... Перечисленные особенности характеризуют собой психологию старческого возраста вообще, не представляя собой явлений собственно душевного расстройства. В большей или меньшей степени они наблюдаются у всех людей за 60—70 лет, и в громадном большинстве случаев дело ими и ограничивается.

Мизонеизм определяется как ненависть и отвращение к новому. Что же касается картины Поленова «Вся в прошлом», у Поленова такой картины нет. Есть известнейшее полотно Василия Максимова «Всё в прошлом»: дряхлая помещица дремлет в кресле, а рядом с ней вяжет приживалка, тоже дряхлая, но более крепкая...



У Поленова другой образ старости, в контрасте с юностью и свежестью:



«Бабушкин сад» называется картина. Интересны и примеры Скупого рыцаря и Плюшкина. Плюшкин и впрямь не юноша:
— Стар я, батюшка, чтобы лгать: седьмой десяток живу! — сказал Плюшкин.
И в зрелом возрасте он был только бережливый хозяин, рачительный, трудолюбивый, в скаредности погряз только после смерти жены. А сколько лет Скупому рыцарю? Всегда ли он был скуп?

А сейчас какое снотворное учебники.
кот

Виньетка о школе

О нашей школе отзывы разноречивы, даже не догадаешься иногда, что такие разные вещи об одном и том же учебном заведении говорят. Я скажу, что меня на первый взгляд безмерно удивило, а на второй порадовало. В тёплое время года, как сейчас, например, ученики приезжают на самокатах, на великах и этот свой нехитрый транспорт швартуют на обычные велозамки прямо к перилам, возле крыльца. Уроки кончились — спокойно уезжают.

В то время и в том месте, где училась я, эти самокаты с велосипедами исчезли бы в одно мгновение. Украли бы моментально и ещё на перила бы помочились для полного своего удовлетворения.
кот

И ещё литовский фольклор: Obelija

Obelija – женский ансамбль, исполняющий народные песни южной части Литвы - Дзукии. О дзукийцах и их национальном характере см.: https://maiorova.livejournal.com/168592.html. С сегодняшнего дня все посты по тегу "женские голоса" прошу считать слабо замаскированными грёзами, кого я хотела бы услышать на фестивале "Части света".



Свадебная (?). Текст:

Collapse )

Перевод:

Collapse )



Песня про тихого молодца, очень страшная. Текст:

Collapse )

Перевод:

Collapse )



Песня про хмель. Текст:

Collapse )

Перевод:

Collapse )



Песня про дрянного мужа. Текст:

Collapse )

Перевод:

Collapse )
кот

Будничное, о мешках и верёвках

Нет, умом-то я всё понимаю. Со всем согласна. Прислушиваюсь к аргументам, улыбаюсь и машу. Но как современные дети идут в школу и всё это тащат! Бредёт под дождём этакая первоклашка ростом с ёжика: за спиной рюкзак, в одной руке мешок со сменной обувью, в другой целый баул с физкультурной формой, плюс ещё папка для рисования, которую надо взять, видимо, в зубы. Неужели в стенах храма учения так воруют, что нельзя хотя бы эти гигантские папки в школе оставлять?

Как я завидовала американским школьникам из сериалов, с лучезарными улыбками складывавшим свои учебники, кеды и спортивные костюмы в именные шкафчики... как наивно и глупо надеялась, что когда мои отпрыски пойдут в школу, и у нас догадаются этот жонгляж мешками как-то усовершенствовать. Усовершенствовали, да не то. Сегодня нам всем выдали ученические карточки-удостоверения и сказали ни в коем случае не потерять, продеть крепкую верёвочку и надеть ребёнку на шею. Только этого не хватало. Мерещатся странгуляционные борозды и пр.
кот

О первом сентября

Пришёл и прошёл День знаний. Я мама первоклассницы и я не просто вымотана, я сверхвымотана. Туплю, переспрашиваю, всё теряю, а что не потеряла, то ломаю. Честно говоря, не предполагала, что так тяжело дастся этот август и всё, с ним связанное. Если первое сентября красный день календаря, то предыдущие недели были аспидно-чёрные.

Школа у нас, можно сказать, во дворе, и при этом с художественно-эстетическим уклоном. Не знаю, хорошо это или плохо. Из-за  эпидемии  уроки начинаются в десять утра, но детей всё равно надо приводить к девяти: будут какие-то конкурсы, игры, чтение вслух и... завтрак. Отбояриться от этого самого завтрака никак нельзя. Ещё одна противоэпидемическая мера: все занятия, за понятным исключением физкультуры, будут проводиться не в профильных кабинетах, а в самом классе. Учителя-предметники  будут приходить прямо в класс. Поэтому рисовать первоклашки первые полгода будут только карандашами и фломастерами. В нашем кабинете нет крана с водой, а наполнять баночки для мытья кисточек в туалете, носить их по коридору, проливать, естественно, — это на пол-урока развлечение. А на следующие пол-урока — выливать баночки.

Collapse )