Ольга Майорова (maiorova) wrote,
Ольга Майорова
maiorova

Categories:

"Посвящённый". Он же "Дающий"

Это ж я впервые с рождения Эмиши вылезла в кино. Смотреть оказалось категорически нечего. Считайте меня снобкой, но "Черепашки-ниндзя" как-то слегка поздновато. Поэтому под катом будет небольшая рецензия, а "Дающего" - и киноленту, и книжку - с определёнными оговорками рекомендую.



В российском прокате The Giver, классической, знакомое штатовским подросткам со школьной скамьи название, бодро перевели как "Посвящённый". Оно конечно. Давать - слово весьма неприличное, и если давать, то разве что по морде. Но и в самом фильме отступлений от оригинала много. Самое значимое: героев состарили на шесть лет. Опять-таки разумно: проблемы двенадцатилетних прыщавых подростков гораздо менее киногеничны, чем проблемы восемнадцатилетних юношей и девушек в самом соку. Но ёлки-моталки, как же разнятся эти условно восемнадцатилетние с актёрами старшего поколения. Где та молодая шпана, которая?.. - патетически восклицаю я, сознавая, что нет её, этой шпаны. Стрип, Бриджес, Скарсгаард, да что там - любое безымянное лицо из ряда Старейшин или отправляемых в место светлое и покойное Пожилых - какая мимика, какая жестикуляция, какие живые, дышащие морщины. Молодые актёры мучительно проигрывают. Розмари, трогательно, пастельно сыгранную Тейлор Свифт, не берём. Её роль можно назвать камео, привет картине от музыки, которую она написала. У прочих на весь сюжет два выражения лица: когда надо изобразить сильные чувства, гримаска малыша на горшке: надутые щёчки и зажмуренные глазки, а всё остальное время расслабленная мордочка милого теляти. Ни Одейя Раш (Фиона), ни блистательный главгерой Джонас в исполнении Брентона Туэйтса за пределы этой парадигмы не вышли, даже когда целовались. Некоторое исключение представляет ирландская физиономия К. Монахана (Эшера), но роль гиперактивного мальчугана, которому сломали психику, чтобы сделать тихоней, перекроили, и вышла, да простят меня поттероманы, помесь Рона с Гермионой. Невротический самоконтроль плюс воробьиные мозги. В эпизодах глаз не на ком остановить. Если режиссёр таким образом стремился показать пагубность спокойного и ровного существования без эмоций, он преуспел. Младенцы в детском центре, и те играли лучше.

Ах да, младенцы. Поражает лицемерие этих грифов возрастного соответствия. Непечатные слова или, скажем, вид половых органов непоправимо отправляют плёнку под рубрику 18+, а категории 12+ предлагают, не обинуясь, наслаждаться зрелищем того, как доктор в белом халате, припевая и присюсюкивая, ути, мой холёсенький, делает розовому пухленькому грудничку смертельную инъекцию. Я, взрослая тётя, пол-головы седые, сидела зажмурившись и бормотала Отче наш. Ну да, Скарсгаард блестящ в роли гестаповца, не знающего, что он гестаповец. Много появится новых случаев детской ятрофобии. Спасибо "Посвящённому". Что же касается главного ребёнка всей истории, Гейба, его играли целых четыре разновозрастных мальчика, и чёрт меня побери, в сравнении с пресловутым Джонасом исполнение тянет на Оскара. А взять девятилетнюю Лили, вернее, Эмму Трамбле, которая сыграла эту боевитую, требовательную, смелую девочку. Куда это обаяние уходит в более старшем возрасте? В карамельные шаблоны телесериалов?

Остаётся только благодарить небеса, что есть старая гвардия. Бриджес, чья неуёмная энергия и хрип батальона Армстронгов толкают картину к благополучному в жирных кавычках завершению - пусть им всем станет больно, чёрт подери! Мэрил Стрип, Главная Старейшина, которой удалось воплотить в несчастном фильмеце для подростков жестокое прощание с просвещенческими иллюзиями, с утопическим Городом Солнца. И никакая она не злобная диктаторша, а просто запутавшаяся, погребённая под неподъёмным весом ответственности женщина. Она не ради власти (ну, может быть, самую чуточку). Старейшине действительно жаль своей идеально распланированной Атлантиды, жаль народа, так уютно булькающего в тихой заповеди покоя. Жаль всех, за кого приняли роковое решение выживший из ума хрыч и романтический юнец. И ей, не Джонасу, не Дающему, а именно ей, придётся разбираться с этим самым народом, когда ему, народу, вдруг станет больно, голодно, тошно и горько. А самое важное - когда ему, народу, станет совестно...

Женщина в фантастике очень часто выступает как воплощение стремления к безопасности, а под маской безопасности - к стагнации и регрессу. Вспоминается и польский фильм "Секс-миссия", и у Стругацких - сёстры Фуками, чьё величайшее изобретение привело к оздоровлению человечества и - к ликвидации люденских, нелюдских, нечеловеческих возможностей человечества. Лоис Лоури и Мэрил Стрип предлагают задуматься, кто за эти люденские игры будет отдуваться.
Tags: кинище, отзывы
Subscribe

  • О муже и супе

    Про писательницу Руфь Зернову прочитала уморительную историю: однажды она со своей матерью навещала старую приятельницу, вдову. У приятельницы в это…

  • Растим детей всем обществом

    Любопытная статья (англ.) о группе американских семей, решивших объединиться ради взаимопомощи в воспитании детей. Самоотчёты родителей и детей…

  • Воспоминания Любови Нейманд

    Новая находка на прозе. ру -- мемуары Любови Нейманд, https://proza.ru/avtor/grafika66. Зачиталась прямо. Хочется ещё больше, в идеале: книгу.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments