- А не такие уж, значит, были праведники!
Вот знаете, не страшно умереть, страшно, что за гробом пойдёт Тусузов. То есть выдержать можно всё, что угодно, кроме этого всеподавляющего и всепоглощающего "Так тебе и надо". Радетели справедливого мира защищают сами себя, своё душевное спокойствие. Лицезрение ваших мук уже их травмировало, теперь необходимо по-быстрому себя убедить, что с ними уж ничего похожего не случится, они-то хорошие. За сиротою сам Бог с калитою! А коль скоро после детдома по миру пошла, значит... значит, не такая уж ты была и сиротка. Недостаточно, понимаешь, сиротливая.
Оттуда же, из веры в справедливый мир, идёт моя любимая психологическая игра "Ты меня довела". В неё играют многие герои русской-святой-классической, например, чеховский дядя Ваня:
(Загораживая Серебрякову дорогу.) Постой, я не кончил! Ты погубил мою жизнь! Я не жил, не жил! По твоей милости я истребил, уничтожил лучшие годы своей жизни! Ты мой злейший враг!.. Пропала жизнь! Я талантлив, умен, смел... Если бы я жил нормально, то из меня мог бы выйти Шопенгауэр, Достоевский...
То есть понятно, и профессор Серебряков не ангел, он во многом перед дядей Ваней виноват, за многое ответственен, но... Антон Павлович вообще тонко чувствовал манипуляцию в отношениях. Обратите внимание, на Серебрякова изливается эта жёлчь, именно когда он болен, слаб, рогат, наконец. Пока мэтр был в силах, попробовал бы дядя Ваня толкнуть этакую речугу!
В среднестатистической семье соотношение "сильный - слабый" меняется по разным причинам: это может быть возраст, заболевание, появление новых членов семьи и уход прежних. Но из роли виноватого, раз в неё угодив, выйти очень трудно. Семейный тиран же, состарившись, как в деревне шутят, стоптавшись, поневоле оставляет бразды правления. И тут-то вера в справедливый мир наносит последний удар. Как это, дядя Ваня?! Вы пытаетесь дать сдачи? Наказать беспомощного старца за то, что он бывал к вам суров для вашего же блага?! Возмутительно. Не исключена возможность, что это вы своим негативом (моё любимое псевдопсихологическое слово) притянули к нему кармические последствия (еще одно моё любимое псевдопсихологическое слово)! Какая жестокость с вашей стороны, дядя Ваня.
Тоже ведь манипуляция. Жертве вменяется в обязанность простить обидчика, безоговорочно, незамедлительно и с открытой душой. А то сама же и окажется виновата, на сей раз в мировой справедливости. Раньше волк негодовал: Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать, а теперь бранит ягнёнка за то, что после обеда печень разыгралась. Наверное, проклятый бяшка таил злые мысли. Никому нельзя верить, да...
Давайте вот все вот прямо соберёмся со страшной силой и перестанем верить в справедливый мир, а? А всем агитаторам за карму процитирую Серебрякова, который тоже был не такой болван, как дяде Ване казался:
Я уважаю ваш образ мыслей, ваши увлечения, порывы, но позвольте старику внести в мой прощальный привет только одно замечание: надо господа, дело делать! Надо дело делать!