?

Log in

No account? Create an account
кот

maiorova


Майорова пишет

Спаси Господь волков от нашего стада


Previous Entry Share Next Entry
Акьюизм
кот
maiorova
Муж совсем увяз в иероглифах. Для баланса начинаю читать Лу Синя, китайского классика XX века. И прямо в предисловии наталкиваюсь на:

«Подлинная история А-кью» имеет два плана. Один из них — китайская деревня, второй (воспользуемся популярной терминологией) — она же, как модель современного Лу Синю китайского общества, в котором царит дух произвола, пренебрежения личностью, надругательства над человеческой моралью. Для этого общества характерно утешение «моральными победами», сковывающими волю к борьбе за освобождение. Это общество насчитывает века «моральных побед», помогающих забывать об обидах и вообще умеряющих способность к восприятию обиды. Недаром же после ударов лакированной палки старшего сына почтенного Цяня наш герой «почувствовал облегчение, а потом и забвение — драгоценное наследие, завещанное нам предками». Придуманное А-кью утешение «моральной победой» после выхода в свет повести Лу Синя стало называться акьюизмом. Акьюизм — это лицемерие, возведенное в ранг искренности: ища утешения в «моральной победе», человек начинает верить в реальность ее и уже забывает о том, что придумана она им самим, и лицемерная вначале вера приобретает затем искаженное подобие искренности, и уже не найти концов. Остается лишь удовлетворенность рабским состоянием.

Жирный шрифт, как обычно, мой. Ещё об акьюизме, из Детской энциклопедии:

А Кью — самый последний человек в своей деревне. На всех он один работает, все им помы­кают, а он постоянно утешает себя мыслью о том, что он лучше их, и поэтому моральная победа всегда за ним. Образ А Кью — сатира на тех, кто в Китае безропотно сносил все издеватель­ства иностранных захватчиков, оправдывая без­ропотность своей моральной победой, ссылаясь при этом на то, что древний китайский народ лучше, культурнее, чем пришедшие «варвары». Акьюизм (так стали называть эту отвратитель­ную психологию раба, оправдывающего свое раб­ство) был выгоден помещикам и империа­листам.

Здесь я подбоченилась и сказала: Узнаю село родное.

К сожалению, чудесный термин затрепали маоисты, но, как видится, стоило бы его возродить. Именно этого механизма психологической защиты мне не хватало во всём реестре. Акьюизм!


  • 1
А разве это не друг товарищ и брат обыкновенного мазохизма и двоюродный дядя стокгольмского синдрома?

Стокгольмский синдром точно отпадает, не родственник, так как предполагает идентификацию с агрессором. Здесь же механизм компенсации зиждется на том, что "я не он". Мазохист же в ортодоксальной, имени Мак-Вильямс, интерпретации исходит из того, что сам является недостойным, виновным, и как бы спасается через страдания. Акьюист, напротив, имеет самую радужную картину собственного "я", не хнычет, не ноет, не жалуется. Он не чувствителен к критике, не боится того, что его отвергнут, что его не одобрят.

Сейчас не вспомню автора, но у кого-то читала, что моральный мазохизм поддерживается глубоким (и часто не очень осознаваемом) убеждением типа "но зато я морально чище/духовно богаче" и т.д. Что в общем-то приравнивает его к акьюизму.
Плюс имела "удовольствие" как-то почитать литературное творчество бдсм-нижних (этакие эротические фантазии пополам с претензией на литературу) - так вот, меня там больше всего поразил именно этот культ "духовного превосходства", которое не просто проповедуется сторонниками (и сторонницами) бдсм, а возводится прям-таки во главу угла. Так что Мак-Вильямс явно предлагает неполную картину, упуская вторую сторону медали, как ее не назови, пусть акьюизм, но она точно в обычном мазохизме присутствует.

  • 1