Ольга Майорова (maiorova) wrote,
Ольга Майорова
maiorova

Category:

Знаменитый вальс неизвестного композитора

Я не сомневаюсь, что большинство эту мелодию знает. А знает ли автора? Даже составители нотных сборников иногда не заморачиваются: «старинный вальс», «неизвестного автора», «забытый композитор». На родине-то, конечно, композитор не забыт. Тихий городок Санта-Крус-де-Галеано, где родился маэстро, ныне называется Санта-Крус-де-Хувентино-Росас.

Итак, двадцать пятого января 1868 года в семье бедного музыканта, который считал своего младшенького талантом из талантов и усердно учил его играть на скрипке. К семи годам маленький Хувентино уже прелестно наигрывал популярные мотивы, а в дальнейшем стал работать, выступая вместе с папой на городских праздниках. Семейный ансамбль Хувентино Росаса закончил своё существование в страшный вечер, когда на танцах началась поножовщина, и его отец и старший брат были убиты.

И отправился сирота счастья искать.Он подрабатывал звонарём в церковь, играл на улице, несколько сезонов ездил в турне с популярной оперной певицей Анхелой Перальта. Примадонна-то нашего героя и сагитировала поступать в консерваторию Мехико. Вскоре после её трагической гибели от жёлтой лихорадки, от которой в труппе вымерло 76 человек из восьмидесяти за две недели, юноша двинулся на штурм высшего учебного заведения. А на первом курсе написал первые сочинения. Один вальс он назвал «Кармен» и посвятил супруге президента Диаса, госпоже Кармен Ромеро Рубио.



Когда Диас с супругой, которая была младше его, к слову, на тридцать четыре года, посетили консерваторию, вальс был исполнен впервые. Все глаза были устремлены на болезненно скромного, худенького первокурсника:
— Это он! Это он написал!
— Не говорите вздору, этот мальчишка ещё дирижировать не умеет!
Такой обиды Хувентино уже стерпеть не мог и додирижировал сам. Кармелита — так за глаза называли прекрасную госпожу президентшу — была очарована. Всесильный Порфирио Диас наградил студента прекрасным роялем, который, увы, недолго простоял у Росаса. Инструмент продали, чтобы оплатить векселя, увы. Во всех биографиях Росаса подчёркивается его немыслимая нищета и вечные долги. Одну мелодию он написал в уплату сапожнику, и называется эта прелестная пьеса «Пара ботинок». Товарищ-музыкант Фиденсио Карвахаль, видя эту великую бедность, пригласил сокурсника в гости на лето.

И там Хувентино, хрупкий семнадцатилетний юноша без гроша в кармане, повстречал её. Сестра Фиденсио, молоденькая Мариана Карвахаль, с полным сознанием достоинства хозяйки приняла его в маленькой усадьбе и окружила заботой и пониманием. Конечно, он, застенчивый от природы, не смел даже признаться в своих чувствах. Самое имя своей любви в название вальса не поставил, чтобы не оскорбить сеньориту Карвахаль. Есть разные легенды о том, как был написан вальс «Над волнами». Одна романтически-чувственная: Мариана купалась в реке, а Хувентино увидал её с противоположного берега и излил свои чувства в музыке. Другая более естественная: уже вернувшись в Мехико, Росас сидел в своей тёмной комнатёнке вечером, прислушивался к шуму воды на соседней фабрике и подбирал на скрипке мелодию, которой суждено было его прославить.

В музыкальном смысле «Над волнами» — самый несложный вальс Росаса. Полагаю, это в значительной мере обусловило его поразительную славу. Сыграть может каждый, даже совсем начинающий. Сначала его подхватили столичные оркестры. Потом вальс запели, сочиняя строки, иногда лирические, иногда чувственные, а говорят, что и хулиганские. Наконец Росас продал права на вальс издательскому дому Вагнера и Левиена, и вальс разлетелся по свету. В США он ассоциируется с цирками, карнавалами и передвижными парками развлечений, где органы-вурлицеры играли его не останавливаясь. У нас в стране вальс стал известен благодаря первой постановке «Вишнёвого сада», где под него кружились гости Раневской, а Епиходов ломал бильярдный кий. Забавное совпадение: когда я первый раз смотрела «Вишнёвый сад» в театре, гости танцевали польку, и тоже Росаса: «Маркитантку».



Итак, весь мир вальсировал под модный мотив, а скромный Росас отплыл на Кубу: сначала на гастроли, но потом решил там и остаться. Однажды он заболел. Вроде бы небольшая простуда, потом сильный жар и, как гром среди ясного неба, полный паралич. Приглашённый врач не мог ничем помочь — это было смертельное воспаление спинного мозга. Юноше было всего двадцать шесть лет.

Хувентино Росаса погребли на местном кладбище. Через пятнадцать лет коллеги-композиторы приняли решение захоронить прах знаменитого мексиканца на родине. Была проведена эксгумация, и с Кубы отправился пароходом груз двести. По суше гроб с телом Росаса ехал с величайшим почётом. Один вагон поезда был превращён в часовню, а на каждой станции встречали оркестры — и профессиональные, и самодеятельные — и исполняли вальс «Над волнами».

Tags: женские голоса, художества
Subscribe

  • Джуди Коллинз

    У меня так сложилось, что две любимые фолк-певицы: Джони Митчелл и Джуди Коллинз. У Джони Митчелл день рождения седьмого ноября, а у Коллинз первого…

  • Мама, мы воры

    Очень понравилась песня в исполнении двух сестёр, Анастасии и Илианы Фергадиоти. Κλέφτικη ζωή Μαύρη μωρέ πικρή είν’ η ζωή που κάνουμε εμείς οι…

  • У Умки юбилей сегодня, оказывается

    Поздравляю! "Было принято ребёнку перед сном читать стихи": И ещё одно, нехарактерное Осторожно, неприличная история, в которой есть…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments