Ольга Майорова (maiorova) wrote,
Ольга Майорова
maiorova

Category:

Элизабет Коттен

И снова рубрика «некруглые даты». Сегодня, двадцать девятого июня, годовщина смерти Элизабет (Либбы) Коттен.

Родилась будущая певица в 1892, 1893, а может быть, вообще в 1895 году в Северной Каролине. Её мать была профессиональной кухаркой, а отец мастером-самогонщиком. Младшая из пятерых детей в большой музыкальной семье, имя Элизабет, сокращённо Либба, она выбрала для себя сама. Понятно, что её как-то крестили, но как именно крестили, с годами затёрлось, и в семье маленькую сестрёнку так и звали: маленькая сестрёнка. Li'l Sis. Поэтому, когда учительница спросила, как же, дитя, тебя зовут, подходящее имя уже было у Маленькой Сестрёнки наготове, и семья противоречить не стала. Как записали, так и будет, Элизабет Невилл, или Невиллс. Здесь тоже есть разночтения. В первом классе Либба научилась играть на банджо, принадлежавшем брату, и, как уверяла впоследствии, с той поры в семье не было тишины. Брат брюзжал, бухтел, прятал ценный инструмент по углам, но неумолимая сестрёнка находила -- и бренчала. Способная девочка подбирала песни с первого раза, стоило только один раз услышать.

К сожалению, в девять (по другим источникам, в одиннадцать) лет Маленькой Сестрёнке пришлось оставить школу и пойти с матерью на подённую работу. На первые накопленные три доллара семьдесят пять центов она купила не одежду, не обувь, а гитару по имени Стелла. Это марка такая, Stella, но на самом деле имя. К сожалению, никто в семье на гитаре не играл и показать не мог. Пришлось доходить самоучкой. Сначала Либба играла на гитаре как на банджо, а потом изобрела свой собственный способ исполнения, так называемый Cotten picking. Хотя тогда она ещё не была Коттен по мужу, она была Невилл. Элизабет была левшой и держала гитару вверх ногами, но это ей не мешало.



Самую знаменитую свою песню Либба написала в двенадцать-тринадцать лет. Она посвящается товарному поезду, который будил своими гудками всю семью, и так и называется Freight Train. Позднее последовали Shake Sugaree, It Ain't No Lie и другие мелодии. В семнадцать лет музыку пришлось оставить; Элизабет вышла замуж, а единственно приличными занятиями для замужней женщины предполагались работа, семья и церковь. Музыка... ну, разве что детишек развлекать. В церкви миссис Коттен играла и пела, но спорадически. Прошло четверть века. Была семейная жизнь, множество переездов: жили и в Северной Каролине, и в Нью-Йорке, под конец осели в Вашингтоне, затем – через почти двадцать лет – развод и перееезд к замужней дочери.



Однажды Элизабет подрабатывала в универмаге и вдруг увидела маленькую зарёванную девочку, бредущую между стеллажами.
– Дитя моё, ты потерялась?
– Наверно, да.
– Постой, дитя, я тебя знаю. Ты Пегги, у тебя два братца и сестрёнка, я у вас полы мыла. А фамилия ваша Сигер.
Девочку вернули крайне взволнованной матери, композиторше и пианистке Рут Крофорд Сигер, и она сочла, что здесь не иначе как перст судьбы. Элизабет Коттен стала домоправительницей в большой музыкальной семье, и, вдохновлённая общей атмосферой, снова возвратилась к любимому делу. Старший сын Сигеров Майк репетировал на кухне, она попросила у него гитару и повторила то, что он заучивал, от начала до конца.

Вскоре своеобразная манера исполнения Либбы заставила обалдеть всё почтенное семейство, и отца, фольклориста Чарльза Сигера, и его взрослого сына от первого брака, известного, наверное, всем, Пита Сигера. По их мнению, Freight Train должен был стать хитом. И стал. Его исполняли Grateful Dead и Джо Дассен (Дассен, разумеется, во французском переводе), Джоан Баэз и Боб Дилан. Нобелевский лауреат и Shake Sugaree очень любил петь в концертах.



Здесь Элизабет играет, а её двенадцатилетняя внучка Бренда Эванс поёт. Потому что бабушка стесняется, слишком легкомысленные слова.

В шестьдесят два года скромная домработница записала свой первый альбом. В шестьдесят восемь вышла на сцену Ньюпортского фолк-фестиваля. На восьмом десятке объездила с концертами всю Европу. В девяносто получила премию Грэмми и сказала следующую речь:
– Спасибо. Жалко, что без гитары я и даже банджо не взяла, а то бы вам песенку сыграла.
Последний концерт Элизабет Коттен сыграла в девяносто пять лет, за несколько месяцев до смерти.
Tags: женские голоса
Subscribe

  • Старость не радость

    А вот ещё из серии "психологический научпоп". Именно научпоп, не какая-нибудь наивная психология - у меня и тег такой есть. Сьюзан Дэвид преподаёт…

  • Об особых приметах

    Весь микрорайон оклеен листовками: пропала пожилая женщина, ушла из дома в Лесколово ещё в середине июня и исчезла. Может вернуться на городской…

  • О старости

    Бабушке недавно исполнилось шестьдесят лет, значит, мне было тринадцать-четырнадцать. Мы ехали вместе в лифте, разговаривали о чём-то незначительном,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments