Ольга Майорова (maiorova) wrote,
Ольга Майорова
maiorova

Category:

Книги, май 2020 года, часть первая



К. Рукиах «Письмо с гор» – в поэзии основоположница современной индонезийской литературы несомненно круче: https://fem-books.livejournal.com/1953182.html, нежели в прозе. Тем не менее рассказы познавательные и местами поучительные, особенно для тех, кто желает в истории Индокитая 20 века, трагической и насыщенной, хоть немного разобраться. Вообще недолгий период, когда СССР активно дружил с президентом Сукарно, ознаменовался многими интересными переводами, которых, не случись этой кратковременной дружбы, банально не вышло бы. С Малайзией не дружили – ищи свищи даже освящённую традицией классику типа «Ханг Туаха». А вот Индонезия? Из современного «Стихи со склона горы», вышедшие в 2018-ом, стали библиографической редкостью, остаётся утешаться Экой Курниаваном, а Эка Курниаван отнюдь не настроен кого-либо утешать... Вот его осилю, и что останется?

Сынзиана Поп «Серенада на трубе» – тоже букинистическая жемчужина советских времён, относительно коей остаётся один вопрос, как И на трубе: почему это пропустили? Барочные нагромождения метафор и прочих синекдох никого не введут в заблуждение: «молодёжная повесть» (тогдашний аналог young-adult'а) румынской писательницы посвящена сексуальным злоупотреблениям деда по отношению к внучке. Образ богомерзкого старца настолько инфернальный, что знаменитая «Девица Кристина» Элиаде кажется по воспоминаниям застольным анекдотом. Главное дело, реалистически инфернальный образ-то! Что выберет героиня: затхлость и фальшь мещанского дома, благородное безумие мамы, каако-то третий путь, который ещё придётся искать и прокладывать?

Анджела Галлоп «Когда собаки не лают»https://fem-books.livejournal.com/1971289.html. И снова в эфире традиционная рубрика «редкие женские специальности». В литературе о профессиях мне симпатичен подход, когда в тексте проявляются те способности и особенности, которые, собственно, и в профессию привели. Галлоп чужда сенсационности, старомодно обстоятельна и корректна так убийственно, что отточенная сдержанность её формулировок кажется почти сарказмом. О леденящих кровь (я не шучу) преступлениях и судебных процессах она пишет веско, со спокойным достоинством, как наверняка писала бы о своих любимых голотуриях, если бы осталась на биофаке. Криминалистка от Бога, простите за высокопарное, и именно поэтому, похоже, популярности не обретёт. Сейчас аудитория падка на цветистый стиль изложения, переев бульварщины.

Наталия Лойко «Нас восемнадцать сестёр» – любимый подотряд «советское-молодёжное-хрущёвских времён» о рискованном педагогическом эксперименте: параллельно с учёбой в старших классах обучают сестринскому делу. В тот период политехнизация была, как сейчас бы назвали, модным трендом, да не только модным, а настоятельно рекомендуемым сверху. Лойко в соответствии с трендом школу, экономно выпускающую средний медперсонал, идеализирует, а кто не потянул – шут с ними, пойдут в секретарши. Не пропадут. Я в свои условные четырнадцать-пятнадцать после такого курса с практикой в реанимации не годилась бы не то что в секретарши, а даже навоз черпать. Там всё-таки требуется определённый уровень психической устойчивости. Впечатление специфическое: писательница поёт дифирамбы, а читательница сочувствует подопытным школьницам...

Нина Вяха «Завещание»https://fem-books.livejournal.com/1961345.html. Сперва листала лениво, не успела оглянуться, как втянулась. Следить за всеми перипетиями сюжета оказалось сложновато. Поминутно заглядывала в перечень действующих лиц, предусмотрительно размещённый в начале. Шутка ли: двенадцать братьев и сестёр, у каждой и у каждого свои беды, свой голос, своё миропонимание, да и отец с матерью тоже непросты... Звучит, как смесь «Девяти принцев Эмбера» с «Тополем берлинским» Анны Рагде, да, возможно, «Тополю», его копенгагенской идиллии в пику и создавалось. И всё же в целом, особенно для дебюта, свежо и занимательно. Хотя, казалось бы, что занимательного может предложить старый, как звёздное небо, жанр семейной саги? И тем не менее – забирючивает.

Айелет Гундар-Гошен «Лгунья»https://fem-books.livejournal.com/1965139.html. Роман-фельетон as is. Горячая тема, интриги-тайны-расследования, несколько шаблонные персонажи типа серенькой девочки с хвостиком, лжесвидетеля, бойкой журналисточки с хищными глазами, певца ртом с несложившейся карьерой... Губит фабулу один медицинский факт: Гундар-Гошен не знакома со следственной процедурой и вообще плевать хотела на ту следственную процедуру. С высокого дерева. На судебную, между прочим, тоже. По её субъективному и тоже ведь на чём-то основанному мнению стать потерпевшей в деле о попытке изнасилования – это увеселительная прогулка, да вдобавок +100500 к известности и репутации. Надо ли объяснять, почему обычно расклад противоположный?

Джулия Бойд «Записки из Третьего Рейха» – пора уже тег заводить: обложки, сглазившие меня. Последний раз такое было с фэнтези Макинтайр «Луна и Солнце» – после него я безотрывно читала «вокруг Луи Каторза» и даже осилила подряд две или три драмы Расина. Катренами общаться не научилась, как лейтенант Вейренк у Фред Варгас, зато прониклась здорово. Теперь аналогичную роль сыграло научное исследование, как иностранцы (туристы, дипломаты, заграничные жёны) воспринимали Германию с 1919 по 1945 года: https://fem-books.livejournal.com/1962692.html. Вроде бы ничего сверхъестественного, цитаты, выдержки, ссылки, немного выводов – ох, до чего же ваша покорная слуга всё это любит! Нацистское государство по-прежнему «не моя тема», некоторые вещи очень сложно переживать внутри головы, переваривать... А необходимо!

Силен Эдгар «42 дня» https://fem-books.livejournal.com/1964884.html. Чудесная приключенческая детская книжка о Второй мировой. Сама бы в двенадцать-тринадцать лет, ровесницей главгероя, не отказалась полистать нечто подобное в школьной библиотеке! Сорок два дня сорок второго года глазами умного и въедливого мальчика Саши, который, несмотря на весь свой хвалёный интеллект, лишь теперь начинает смекать, насколько же отличается от сограждан. Саша и его брат Жакоб – евреи. Сим всё сказано. На пути в таинственную Бретань, край святых и сказочников, они встретят таких же изгоев, какими сами сделались, того не заметив. Конечный пункт следования – сумасшедший дом. И, к слову, порядки в этом богоугодном заведении гораздо мудрее, а люди гораздо толковее, честнее и порядочнее, нежели в так называемом нормальном мире.

Джудит Керр «Как Гитлер украл розового кролика» – хит сезона. Если бы на форзаце не было напечатано «от шести лет и старше», я бы подумала, будто это для взрослых. У Керр весьма неоднозначная биография, и пусть некоторые детали она опускает (в частности, почти тридцатилетнюю разницу в возрасте между отцом и матерью), однако в целом судьба выдуманной Анны с большой точностью следует канве судьбы реальной Юдит. https://fem-books.livejournal.com/1964884.html – из Германии в швейцарское захолустье, оттуда в Париж, из Парижа обратно в нейтральную Швейцарию, а оттуда в Лондон... Английские впечатления будут во втором томе, на который мы уже заримся. Отдельно пришёлся по душе перевод Марины Аромштам. Рекомендую.

Тилар Маццео «Дети Ирены» https://fem-books.livejournal.com/1960030.html. Затруднения исторических жизнеописаний, подобных «Детям Ирены», – козьмо-прутковские. а) Нельзя объять необъятное, и б) Бывает, что усердие превозмогает и рассудок. Описать биографию, как нынче говорят, профайл, великой героини Ирены Сендлеровой невозможно потому, что Ирены Сендлеровой не было. Была сестра Иоланта. А также сестра Иоанна, сестра Эва, сестра Эльжбета, сестра Гражина, сестра Данута (имена всё вымышленные, из одного стихотворения), бандит, которого наняли за пару серег, гестаповец, которого купили за мешок злотых, эт цетера, эт цетера. Ризома. Либо все подвижники, либо никто не герой. Главных нет, и нет выдающихся, все, как тот легендарный мавр, сделали своё дело и могут уходить, и уходят. Поэтому Маццео, невзирая на профильное образование, в структуре польского сопротивления знатно увязла. За это не виню.

Эвелин Пизье, Каролин Лоран «И вот — свобода» – здесь я уже достаточно, а то и избыточно, изложила своё мнение: https://fem-books.livejournal.com/1974620.html. а в ЖЖ всё-таки тянет досказать («надо бы доругаться»). Самое интересное в «Свободе» – тотальное непонимание молодой, двадцатипятилетней летописицы Каролин, и семидесятипятилетней очевидицы – Эвелины. Каролин целеустремлённая. Профессиональная издательница, она недурно разбирается в повестке дня, знает, чего хотят читатели, что им требуется: тропические приключения, немного страсти, немного эроса, немного феминизма, Фидель в неглиже. Немного жестокости. В эпоху «Игры престолов» без жестокости никуда, поэтому из тьмы преисподней призываются японские оккупанты. Задача креативной Каролин – изваять из сумбура устной речи цельный художественный проект, по возможности с прологом и эпилогом. Задача Эвелины – исповедаться. Несовпадение задач и составляет главный шарм книги.
Tags: книги, список книг
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments