Ольга Майорова (maiorova) wrote,
Ольга Майорова
maiorova

Category:

Николай Заболоцкий - мой любимый поэт...

Но самое знаменитое, самое зачитанное, задекламированное, захрестоматизированное из его стихотворений - не люблю. Потому как оно про диссоциацию, а диссоциация - это противно.

Не позволяй душе лениться

Само заглавие несёт определенный заряд абсурда: душа ленится, и эту лень ей можно позволить или не позволить.
А бесцветные зелёные идеи яростно спят. Побудку им по тревоге, марш-бросок в полной выкладке!

Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!


Я даже залезла в словарь и посмотрела значение фразеологизма "толочь воду в ступе".
а) делать что-то, что не имеет смысла;
б) говорить о пустом, ненужном, бесполезном.

То есть всё-таки делать что-то, хотя и не желательное.

О чём же пустом говорит душа и с кем? Со своим хозяином? И какие чувства вызывает в нём это самое пустое-ненужное, если ради того, чтобы она умолкла, автор готов обречь её на адову кару Сизифа - вечный труд без отдыха?


Гони ее от дома к дому...

От дома к дому, как известно, ходят нищие, попрошайки.

Тащи с этапа на этап...

Ещё хлеще. Заболоцкого самого ещё недавно тащили с этапа на этап (и душа была с ним), он добавки требует.

По пустырю, по бурелому,
Через сугроб, через ухаб!


Бесплодные неудобья, снега, вид разорения - вот места, которые поэт считает пригодными для души своей.

Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды...


Депривация сна - популярный метод пытки, возможно, применявшийся к самому Заболоцкому. В котором часу у нас утренняя звезда восходит? На три часа раньше Солнца? Некисло так. Помните: я назову тебя солнышком, только ты раньше вставай.

Держи лентяйку в черном теле

Голод, или вернее, половинный паёк, жизнь впроголодь.

И не снимай с нее узды!


Уподобление рабочему скоту, лошади. Только ведь и лошадке дают отдохнуть в стойле, а душе не положено.

Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.


Вот это для меня самое тёмное место в стихотворении.
Где словарь? Ага, разговорно-экспрессивное, Разорять, доводить до нищеты кого-либо.

Итак, душа 1) делает или говорит некую бессмыслицу,
2) в результате которой поэт лишается средств к существованию.
Чтобы этого не произошло, она должна, более того, обязана нищенствовать, находиться в местах лишения свободы, трудиться и перевоспитываться трудом, как мы увидим далее, молчать...

Сдаётся мне, этим стихотворением Заболоцкий воспрещает себе быть поэтом.


А ты хватай ее за плечи,
Учи и мучай дотемна,


- прямая ведь аллюзия на "Домострой" попа Сильвестра! Все, наверное, помнят: но соимя рубашка плеткою вежливенько побить за руки держа . То есть чтобы роль агрессора ("снимание рубашки") не перешла к душе, надо самому стать по отношению к ней домашним карателем. Душа виновата уж тем, что тебе хочется её... поучить. Вежливенько.

А чего ради?

Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.


То есть изначально душа всё умела, а потом? Разучилась? Расхотела? Потеряла тактико-технические характеристики?
Как же её теперь не мучить?
Если у неё не получается и с тобой, и по-человечьи одновременно.


Она рабыня и царица,


Мужчина, как всегда, озабочен вопросом иерархии.
"Рабыня" - говорящее орудие; "царица" - в лучшем случае объект поклонения, в худшем - инкубатор для наследника престола.


Она работница и дочь,

Если царицу можно ещё с натяжкой принять за лицо вышестоящее, то работница и дочь - де-факто подчинённые, и в той или иной степени обслуживающий персонал.

Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь
!

Но читатели так и не получили ответа, кому она обязана. И что с этого поимеет.



Жизнь растений теперь затаилась
В этих странных обрубках ветвей,
Ну, а что же с тобой приключилось,
Что с душой приключилось твоей?

Как посмел ты красавицу эту,
Драгоценную душу твою,
Отпустить, чтоб скиталась по свету,
Чтоб погибла в далеком краю?

Пусть непрочны домашние стены,
Пусть дорога уводит во тьму,-
Нет на свете печальней измены,
Чем измена себе самому.
Tags: дела духовные, по специальности, стихи
Subscribe

  • Get Me Out, эпилог

    Эпилог Есть захватывающий сорокатрёхсекундный документальный фильм о том, как тысячи клеток создают зародыш рыбки данио рерио. Это, возможно, самый…

  • Get Me Out, четырнадцатая глава, окончание

    А критики не успокаиваются: ведь фактически клиенткам всучивают непроверенную технологию. Американское общество репродуктивной медицины считает…

  • Get Me Out, четырнадцатая глава, вторая часть

    Вудраф – одна из немногих учёных, пытающихся расшифровать сигналы фолликулов, провоцирующие яйцеклетку к выходу из яичника и овуляции. «Два фолликула…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment