Моё первое знакомство с Тонино Гуэррой состоялось в детстве. Скажи мне тогда кто-нибудь, что соавтор любимой книжки (другой соавтор, Луиджи Малерба, тоже, кстати, замечательный писатель) и творец "Забриски Пойнта" и "Брака по-итальянски" -- одно и то же лицо, я поплелась бы смотреть и испаскудила бы себе всё удовольствие от шедевров кинематографа, потому что ничего не поняла бы. Я и сейчас не понимаю, хоть и смотрю с удовольствием.
А вот, собственно, книжка:


Тридцать с лишним лет перечитываю и всегда у неразлучных друзей рыцаря Тысячемуха и вилланов Початка и Недорода, вечно голодных, но неистощимо изобретательных, нахожу что-то новое, насущное.
О том, каково быть чьей-нибудь правой рукой:
[Spoiler (click to open)]Кондотьер позвал своих адъютантов и офицеров на церемонию принятия на службу новой правой руки.
Он надел парадную форму. Тысячемух стал позади него и сунул свою правую руку в пустой рукав кондотьера. Два адъютанта привязали Тысячемуха двумя кожаными ремнями к спине кондотьера, да так крепко, что они словно слились воедино.
— Ой, я задыхаюсь! — закричал Тысячемух.
— Запомни: когда ты служишь мне правой рукой, то должен молчать, — наставительно сказал кондотьер. — Считай, что ты не существуешь.
— Слушаюсь.
— Молчать! — рявкнул кондотьер.
— Я понял.
— Молчи, болван!
О заразных болезнях:
[Spoiler (click to open)]— Хорошо, что мы чумой не заразились, правда? — сказал друзьям Тысячемух.
— Точно не заразились? — усомнился Початок.
— Точно. Мы не похожи на больных чумой. Их сразу можно узнать.
— Как?
— Ну, во-первых, у зачумленных к ногам привязаны колокольчики.
— А во-вторых?
— Во-вторых, у них есть чума, а у нас ничего нет, — сказал Тысячемух.
— Слава Богу, что чума до нас не добралась, — сказал Недород.
О безвыходном положении:
[Spoiler (click to open)]Тысячемух, Початок и Недород закашлялись от дыма и заплакали от горя. Вдруг Недород своим длинным носом учуял приятный запах.
— Друзья, пахнет жареным мясом! — воскликнул он.
— Болван, это мы горим! — прохрипел Тысячемух.
О неизбежности выбора:
Теперь надо было посчитать, кому быть палачом. Но друзья сразу же начали ссориться. [Spoiler (click to open)]Початок, конечно, посчитал так хитро, что выбить деревянный куб из-под ног священника выпало Недороду.
— Ты жульничаешь! — закричал Недород. — Нас всего двое, и начинать должен я.
Пересчитали, и теперь быть палачом выпало Початку. Стало ясно, что без третьего не обойтись. Друзья обратились за советом к священнику. Тот сказал, что третьим можно взять дерево.
На этот раз вешать священника выпало дереву, что поставило друзей в тупик.