Ольга Майорова (maiorova) wrote,
Ольга Майорова
maiorova

Category:

О прогулках

С сайтами вроде "Мела" странная история: что ищу, никогда там не найду с первого раза. Зато сопутствующая интересная или просто неожиданная информация попадается поминутно. Вот, примеру: В советское время ученик начальной школы гулял в среднем 5–7 часов в день. Любопытно, откуда почерпнута эта статистика? Тот же автор приводит своё расписание на период начальной школы:

Подъём 7:00
Школа 8:00 ÷ 12:30
Погрел обед, сбегал в магазин 12:30 ÷ 13:00
Носишься с друзьями на улице 13:00 ÷18:00
Уроки, пока родители не пришли с работы, на одном дыхании, без отрыва 18:00 ÷ 19:00
Ужин. 19:00 ÷ 19:15
На «часок» на улицу. Пока родители не загонят домой — 19:15 ÷ 21:00, иногда до 22:00.
Иногда телевизор: Спокойной ночи малыши 20:30 ÷ 20:45

Итого на свежем воздухе и в движении ежедневно 6 ÷ 7 часов, в любую погоду.


Что сразу обращает на себя внимание, это отсутствие домашней работы. Прелестно, когда за четверть часа всасываешь в себя ужин и удираешь «на часок». Не-е-ет, вы сначала накройте стол, потом поешьте, подождите, пока все поедят, а потом за всеми вымойте посуду, вымойте раковину. Плиту тоже не худо бы протереть. Первоклассниц на моей памяти этим чаще всего не грузили, но для третьеклассницы мытьё посуды за всей семьёй считалось посильным трудом.

Подметать нас стали приучать в пять-шесть лет. Мыть полы — в семь-восемь. Вокруг мытья полов всегда были конфликты, потому что настоящей чистоты, конечно, не получалось. А подметать, например, свою комнату, так и ничего себе, исключая необходимость двигать кресла-кровати и диван. Кресла хоть на роликах катались, а польский диван пятьдесят затёртого года издания было очень трудно отодвинуть. До сих пор иногда вспоминаю, как стою перед этим диваном и его надо двигать.

И это я ещё была меньше загружена в быту, чем большинство девочек. Во втором классе одна моя соученица в один год похоронила маму и бабушку. И вот она сама стирала и штопала себе одежду, а одноклассники радостно дразнили её:
— Нищая, нищая!
"Нищая" в нашей школе было самое обидное слово. Даже "жидом" было не так страшно и отречённо считаться, как "нищей". Учительница рвала и метала, кричала "она одна всё по дому делает, как вы можете?", и "нищая-нищая" постепенно сошло на нет. Воротнички и манжеты школьных платьев, носовые платки, носки дети стирали чаще всего себе сами... Пятый класс уже не начальная школа, но всё равно не откажу себе в удовольствии привести пример. Когда я пошла учиться в пятый класс сельской школы из третьего класса школы городской (да, вот так у нас сложилось), меня поразили два явления: мосластые кулаки мальчиков, сбитые на костяшках, и багрово-красные исстиранные руки девочек. Стиральных машин тогда чаще всего не было.

Были виды домашнего труда, которые дети семи-девяти лет не делали в одиночку. Не мыли окна. Не кипятили бельё. Не готовили обеды — подогреть, нарезать бутерброды или салат, вскипятить чайник не в счёт. Да и в магазин за чем-то сложнее буханки хлеба или бутылки кефира, газеты или журнала в ларьке Союзпечати нас, например, не посылали. Только в сопровождении мамы или бабушки.

Огород я не беру. Когда мы учились в начальной школе, огород у нашей семьи уже забрали, и появился он только году в 1992-1993. Тем более огород, при всей сложности физической нагрузки, — это всё же свежий воздух. С дымком, с навозцем, но свежий. А у кого был этот огород? По двадцать-тридцать ведер воды ежедневно приносили для полива некоторые мои ровесницы на отдыхе у бабушки с дедушкой. Так и тянет закавычить слово «отдых», но я воздержусь. Сама и поднять-то полное ведро не могла до определённого возраста.

Дорога в школу у нас была значительно длиннее, два автобуса, а когда открылась станция метро Коммсомольская, то автобус-метро-автобус. Вставали-то в семь, но в школе оказывались едва-то к девяти. А уж если был нулевой урок к восьми утра, нас аж в шесть подымали. И качество обучения на этих нулевых уроках стремилось, как ни прискорбно, тоже к нулю. Клевали носом все, включая живших в соседнем со школой доме. Однажды нулевым уроком поставили физкультуру. Классная руководительница ходила к завучу, ходила к директору и в конце концов пригрозила уволиться к чёрту, если расписание сохранят. Анну Петровну ценили. Расписание поправили.

Четыре-пять уроков в первом классе, пять-шесть во втором и третьем. Насколько мне помнится. Потом полтора часа до дому-до хаты, где, уж разумеется, одним часом на одном дыхании уроки не исчерпывались. Писали перьевыми ручками, помарки и кляксы засчитывались за половину ошибки, так что если грязно, вырывай лист и переписывай. При словах учительницы "нарисуйте иллюстрацию" хотелось вообще плакать, потому что я не умела рисовать человеческие фигуры. И никто дома не умел и не мог мне показать. Про домашние задания по английскому, который начался во втором классе, я уже писала: это эпос. По рисованию тоже задавали рисовать.

Отдельная тема — "труды", которые вела специальная учительница. Вела весьма, как сейчас сказали бы, креативно. То мы шили, то вышивали, то тиснили по фольге, то плели косички, то штопали на грибке, то клеили бумажные конверты, то делали папье-маше или модели высотных домов, то ваяли игрушечные сыроежки и мухоморы: ножка из картона, шляпка из промазанной клейстером ваты. Естественно, сорока пяти минут в неделю хватало только на объяснения, неизбежный учительский крик и самое начало работы. Остальное довершалось дома, уже под крик родительский.

Природоведение я опускаю, тут дневник наблюдений бил все рекорды. А я была ещё такая хилая, что мне задавали на дом даже по физкультуре.

Подытоживаю, от двух до четырёх часов домашней работы было обеспечено в любой день. Если не успевали до ужина, вставали утром, часиков в шесть, в пол-шестого и переписывали на чистовик или перерешивали "на свежую голову". После наступления темноты ни о каких прогулках не могло быть и речи. Так что будние дни я обычно не гуляла. Только по выходным, и то не больше двух часов. Читать хотелось до физического напряжения, засыпала я обычно с книгой. Отсутствовать в доме по пять-семь часов без присмотра — нонсенс. Чтобы так гулять, нужно было жертвовать либо сном, либо учёбой.
Tags: школа
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 158 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →