?

Log in

No account? Create an account
кот

maiorova


Майорова пишет

Спаси Господь волков от нашего стада


Previous Entry Share Next Entry
Список книг, июль 2019, часть вторая
кот
maiorova
Продолжение вчерашнего поста:

Сильвия Хайнляйн «Встречи по средам»https://fem-books.livejournal.com/1860449.html. Я бы оставила второе заглавие: «Тётя Гульда говорит: «Бежим!»», поскольку тётя Гульда действительно говорит: «Бежим!», и её можно понять. Чувства и размышления племянницы переданы с точностью и с уважением, на её месте и в её возрасте я, пожалуй, сама мыслила бы аналогично. А на месте такой-сякой матери, она же опекунша Хульды, и в её почтенных летах (тридцать с небольшим? Сорок?) мыслила бы, как мать, она же опекунша. На самом деле это трагедия – когда готова и способна близким хоть луну с небес снять, а на трезвую голову сознаёшь, что им эта твоя луна до лампочки, а сердце влечёт к чему-то другому. Разрешение конфликта, по-моему, утопическое, панки могут быть сколь угодно душевными и славными ребятами, но им, как и всем нам, грешным, своя рубашка ближе к телу. Весело потусоваться – одно, а брать на себя круглосуточный уход за больной немолодой и слабо предсказуемой женщиной – совершенно другое. Впечатления подвижников почтенные пункера не производят... Посмотрим, сказал слепой, как будет плясать хромой, а покойник, на столе лёжа, прибавил: до всего доживём.

Мишель Гельфанд «Почему им можно, а нам нельзя»https://fem-books.livejournal.com/1858907.html. Классную смену воспитал Триандис. Надеюсь, он успел почесть на этом замечательном исследовании посвящение двум наставникам: родному отцу отцу учения, то есть себе. «Тайное прозябание социальных норм» гарантированно станет немного понятней. Хотя все ответы, которые даёт Гельфанд, по сути не ответы, а маленькие шкатулочки с новыми вопросами. Что мне наиболее симпатично, так это чёткая привязка тезисов к иллюстрациям из современной политики и культуры, будь то печально известный Моника-гейт или телесное наказание юного хулигана-американца в Гонконге. Тоже, кстати, был скандал мирового масштаба, а кто сейчас вспомнит, кого, за что и где высекли? Вкратце: бывают культуры жёсткие и культуры свободные – в оригинале loose, свободные в смысле не тугие, не затянутые, и межкультурные конфликты ан масс – это конфликты именно по параметру «жёсткость-свободность». Критикуют Гельфанд нещадно, и да, спорны её утверждения. Но конструктивное зерно я в них ощущаю.

Кара Брукинс «Дом, который построил семью» – наглядное подтверждение гипотезе Мишель Гельфанд. Уроженка жёсткой культуры Арканзаса – если не ошибаюсь, это южный штат – говорит о своих проблемах и о том, почему слишком много говорить о своих проблемах без толку. Надо дело делать! Надо, господа, дело делать! (с) Чехов, точнее, профессор Серебряков. Не то, чтоб эта позиция мне стопроцентно импонировала, а всё же нельзя не увлечься тем, как мама и четверо детей мал мала меньше делают-таки дело, строят себе дом. С нуля, с голого места. Допустим, литературными достоинствами книжка не блещет – судя по отрывкам подлинника в сети, Кара Брукинс здорово выиграла в русском переводе... К чему она привидения втиснула, вообще не понятно, ни к селу, ни к городу... Но как личный опыт, как цельный образ проекта во времени и пространстве, несравненно. Ведь дом – не только пол-стены-потолок, не только постройка – это семья, это очаг, это лары и пенаты, это мировоззрение, наконец... Заставило призадуматься.

Халина Снопкевич «2х2=мечта» – я вообще ценю детскую и молодёжную прозу стран, так скажем, Варшавского договора и замечу в скобках, что она неисчерпаемая. Уж казалось бы, сверху донизу каталог перешерстила, от А до Я перечитала, и писал не так-то много, и переводили не всех и не всегда – но выскочит абсолютно неизвестное имя, совершенно незнакомое название, и будешь вникать до зари и думать, ворочаясь и страшась спугнуть будильник: как же я мимо этакой прелести ходила десятилетиями? Мне бы ту «Мечту» в мои шестнадцать лет, когда задавали на дом «Разгром» Фадеева и мурыжили «Поднятую целину». Другое дело, решать школьнице Людке придётся куда как более сложные задачки, чем пресловутое «дважды два», неизвестно откуда вывалившееся в переложении. И в очередной раз покажется, что несчастные повороты фабулы реалистичны до предела, а романтическое и счастливое выдумано, чтобы десятиклассницы толпой с моста не бросались: https://fem-books.livejournal.com/1863802.html. Я так уж давно не десятиклассница, а вздохнула кое-где и заворчала...

Эва Новацкая «Несколько месяцев – целая жизнь»https://fem-books.livejournal.com/1864599.html. И вновь польское-молодёжное-условно соцреалистическое. Эва Новацкая, прославившаяся многотомными эпопеями из античной истории, разнообразнее, ярче, интеллектуальнее той же Снопкевич, да, признаться откровенно, и Ожоговской. Меня околдовывает её сангвиническое, жовиальное перо, сельские красоты, цветы, пиры, странствия с собакой, воспоминания о Венгрии, автомобиль этот проклятый – встают перед внутренним взором, как ожившие. А общее впечатление – ох, грусть-тоска! Чем, в сущности, виноват этот Петр – тем, что родители письмо выбросили, что машину купили, что восстали против второй женитьбы деда? Можно подумать, отец или мама как-то собирались учитывать мнение «обнаглевшего мальчишки»! Если друзья-ровесники (и подруга-ровесница, хе-хе) этого не понимают, грош им цена как друзьям, а то, что судьба вот так развела, допустимо считать удачей. Какие бы Петрековы предки ни были закоренелые мещане, так отворачиваться от товарища надменно – если угодно, ещё худшее мещанство. На том стою.

Джемма Хартли «Достало!» – вот забавно,: проглотила с удовольствием за вечер, выписывала цитатки, даже по горячим следам отрецензировала слегка: https://fem-books.livejournal.com/1860275.html – а однозначно оценить не получается. В качестве ликбеза «Достало!» удача из удач. Аж хочется приобрести в бумаге ради одних трогательных примечаний, что значит интерсекциональность, а что – интернализованная мизогиния и как важно эти два явления не перепутать. Эмоционально мне иеремиады Хартли, преуспевающей журналистки, супруги, матери троих, что ли, малышей , и наконец, просто красавицы – откликнулись. Да, откликнулись. Не смущаюсь. Признаю. А что нового я услышала? Нас учили при защите диплома обосновывать актуальность и новизну – так вот, в чём актуальность работы, я улавливаю из ноосферы, я чувствую это в воде, чувствую это в земле, ощущаю в воздухе. А новизна-то? Новизна-то? Новизна в том, сообщает внутренний голос, что, возможно, перетолмачат на язык родных осин твою любимую Арли Хохшильд, которую по-английски ты не одолеешь до пенсии!

Яна Потрекий «Zero Waste» – в очередной раз себя воспринимаю как брюзгливую посетительницу в дорогом ресторане: и кормят у вас шут знает чем, и порции у вас маловаты. Если рассматривать Zero Waste не столько как руководство по осознанному потреблению без фанатизма, в чём бы упомянутый фанатизм ни выражался, сколько как этнографический очерк этих таинственных этичных потребителей и потребительниц – тем паче не оторваться. Цельная концепция, и в её рамках чудачества вроде высушивания очистков на батарее и компостирования оных же с последующим прикапыванием в корнях подходящего дерева – не чудачества, а труд на благо биосферы. Яна Потрекий петербурженка, это сквозит в ироничной манере письма. Мне бы, может, сарказма и поменьше, особенно касательно суицида, смерти домашних животных. Хотя понятно, эти больные темы больные для немногих, и беречь чьи-то мозоли, когда тут земной шар в помоях задыхается – интеллигентский идеализм... Я после напишу поподробнее – про эко-грехи, маленькие шаги... похоже, непаханое поле для социологии!

Сара Тисдейл «Реки, текущие к морю»https://fem-books.livejournal.com/1862632.html. Году в 2002 попалось интервью Умки в мейнстримном музыкальном журнале с трогательным заключением молодой журналистки: что ж это выходит, у нас был рокер, которого просто не сосчитали? Выходит, так. Почему «не сосчитали» Сару Тисдейл, в наличии несколько гипотез: потому что женщина, потому что из довольно богатой семьи и замуж вышла тоже за богатого, потому что в творчестве мало социального. Факт остаётся фактом – в антологии американской поэзии ни стишка, и ещё когда мы с братом учились, нам рассказывали, будто «Ласковый дождь» Брэдбери сочинил сам и приписал несуществующей поэтессе... А реки не ведают, что их забыли сосчитать, и уж точно не гадают о причинах. Текут себе к морю:
Когда надежда умерла, прийти к победе странной;
Найти не мертвым Вас — живым и гордым за меня;
Найти не раненым, как я, но с пустяковой раной,
Идущим сквозь вечерний мрак без сабли и коня.
Закончен бой, закончен бой, укутана туманом,
Лежит равнина в темноте, забытая войной;
Когда надежда умерла, найти на поле бранном
Взлетевший голос ваш живой над мертвой тишиной.


Елена Михалкова «Человек из дома напротив» – рецензенты ссылаются на влияние Донны Тартт и Таны Френч, а я за детективом уважаемой френдессы вспомнила с неожиданной чёткостью «Мальчика со скрипкой» Павла Вежинова, гремевшего тогда болгарского автора. Кстати, «Барьер», наиболее популярный, я так и не преодолела (каламбур, каламбур), а от «Мальчика со скрипкой» прямо оторваться не могла, перечитывала раз за разом. В сети сборника нет. Досадно. Найду – отсканирую. Так вот, там студенты из благополучных номенклатурных фамилий тоже организовались в банду и затеяли по приколу-без напряга убивать прохожих по подворотням. Это не случайное преступление в наркотическом экстазе, долой параллели с The Secret History. И не развлекуха, не беготня за адреналином, не «их дети сходят с ума от того, что им нечего больше хотеть». Это стиль. Модус вивенди, если прилично так выразиться. Миропонимание. «Дом напротив» разделит полку с повестью Вежинова. И когда-нибудь, как и она, станет классикой.

Сара Вайнман «Подлинная жизнь Лолиты»https://fem-books.livejournal.com/1862665.html. Как криминальная хроника – на пять с плюсом, но в дорогу я взяла её всё-таки зря. Представьте, кромешная ночь, поезд, за окном проносятся чёрные поникшие тополя, тутух-тудух, тутух-тудух, а ваша покорная слуга в луче прожектора склоняется над подробностями очередного серийного убийства или изнасилования. Трясясь от ужаса и отвращения, естественно, потому что не трястись – никак. Все ругают Вайнман: литературоведческая часть, дескать, слабовата, а мне хочется воскликнуть:
– Зато как могуча биографическая!
Ну, а выводы – что выводы? Жаль девочку, горько за мать и родных, а преступники либо остаются безнаказанными, либо какие-то недостаточно наказанные, на мой субъективный взгляд. Зато, если бы злополучная Салли или любая из её товарок по несчастью залепила своему Гумберту по затылку чугунной сковородой, итогом могла бы стать электрокуция. Нет правды на земле... есть ли она выше?

Елена Клещенко «ДНК и её человек»https://fem-books.livejournal.com/1864781.html. Дочитывала уже в Беларуси, с тридцать первого на первое, так что апдейтом дополняю: пусть статистика будет честная. До «ДНК и её человека» я знала Е. Клещенко по фантастическим произведениям и сетевому дневнику https://lenka-iz-hij.livejournal.com. Так вот, я в принципе поклонница научпопа, но конкретно этот надо в школьную программу. Есть же какие-то списки дополнительного чтения по биологии, например, по генетике? Главное, однако, не генетика – пусть о ДНК мы узнаем многое – а та среда, в которой наука работает и находит себе применение: восстанавливает справедливость, возвращает потомкам пращуров, ставит сама себе новые пределы и их преодолевает. Жути тоже много, преступления на сексуальной почве, угрюмые подробности массовых казней из первых уст... а в целом книга заряжена светящимся оптимизмом. На премию «Просветитель» номинировали недаром! В отзыве на «Горьком» прозвучало: шансов на победу маловато, подобных книг, как бы то ни было, издаётся немало. О добрый рецензент, где они? Я скуплю полный шкаф и уползу в затвор.


Читаем с дочерью:

Аннетте Херцог «А кота спросить забыли?»https://fem-books.livejournal.com/1860620.html. Изящный томик, европейски элегантные иллюстрации о судьбе и похождениях юного кота Аристотеля, решившего в один непрекрасный день сбежать от маленькой хозяйки. А то они собираются собаку завести! Выбирала сама Эмила, догадываюсь, что привлекли картинки. Полистали конспективно, зато немного потеснили с трона, а лучше сказать, с курульного кресла, биархов Ёжика и Медвежонка. Потому как просит ребёнок про животных, а предложить имею немного: у Бианки землеройка мышонку мозг выедает и зайцы то и дело шикарно кувыркаются, у Сетон-Томпсона медвежонок Джонни загибается (как мы с братом рыдали над этим чёртовым медвежонком Джонни!), что дальше? «Белый Бим Чёрное Ухо»? Благодарю покорнейше. А здесь Херцог умудряется и о серьёзности ситуации не помолчать, и сохранить доверительную интонацию, доступную детям младшего школьного возраста. А истинное счастье домашнего кота – оно, очевидно, дома.



Андре Клер «Зелёная кошка»https://fem-books.livejournal.com/1857349.html, и заодно немного жизнеописания – прелюбопытнейшего жизнеописания, доложу вам! Предпочла, чтобы на русском были не «французские» рассказы Клэр, а «западноафриканские», да что ж поделаешь? Африканское буду проходить сама, тетрадочку заведу для словарных слов и фразеологизмов. Чай, не впервой. Сам облик слегка богемной, юморной семьи с детьми, выходящей из ряда вон и в полной мере свою нерядовость сознающей, отчасти, возможно, эксплуатирующей, не нов. Вспомним «Бумажный домик» Малле-Жорис, вспомним нашу ленинградскую Зою Журавлёву. Правда, у неё родители чаще всего биологи, а у Клэр оказались дизайнер и художница. «Зелёная кошка» – отпрыск фантазий подруги семьи, сказочницы, иллюстрировать которую мадам Эльян взялась по знакомству. Привычным участком души жалею, что в детстве «не вышло встретиться». Отдельно пришёлся по душе перевод Н. Мавлевич.



  • 1
Читала несколько книг Елены Михалковой, понравилось, а вот читала ли "Человек из дома напротив", кажется, не читала.

Своеобразный детектив, с лица необщим выраженьем.

Кстати, «Барьер», наиболее популярный, я так и не преодолела (каламбур, каламбур)

Кино сильнее книги, я его правда первым увидела, а книгу сильно позже прочитала.

Надо будет посмотреть. Я понятия не имела ведь, что есть организация

1979 г. В главной роли Смоктуновский и болгарка Ваня Цветкова. Больше не скажу
Нет, добавлю, выходили из кинозала молча, все задумчивые были. (елы-палы, 40 лет назад! а как сейчас помню - вот же ж шарахнуло кино)

Edited at 2019-08-25 07:28 pm (UTC)

задавали на дом «Разгром» Фадеева

И «Стальной поток» же! 😳

Вот от Серафимовича судьба сохранила! Хотя бездарем я его не считаю.

Ну да, вышеупомянутое произведение - маст рид для всякого, кто хочет сурвайвал хоррор писать, к примеру ;))

> студенты из благополучных номенклатурных фамилий тоже организовались в банду и затеяли по приколу-без напряга убивать прохожих по подворотням

Этот сюжет вечный, по-видимому. У меня в родном городе лет десять назад такая же банда была. Убивали молотком. На вопрос "зачем" отвечали "хотели поставить удар". И да, дети из богатых семей.

Edited at 2019-09-01 12:13 pm (UTC)

Какой ужас. Надеюсь, сели как следует и надолго.

книги для детей про зверей (то, чт ос радостью читала сама в детстве) (авторов правда не всех помню)
1) Емельянов Сапоги-собаки
2) Записки натуралиста Спангенберга (но это может быть на постарше или на помешанную на животных дытыну, какой была я)
3) Рекся и Пуцек и вообще все подряд рассказы про зверей этого автора
4) Путешествие вверх Федорова (летящие к северу тоже хороши, но там часть птенцов гибнет)
5) Моуэт "Собака, которая не хотела быть просто собакой"
6)Шейла Бернфорд "невероятное путешествие"

А в "Путешествии вверх" главного героя случайно не Долопихтис звали?

Вспомнилось из детства... Непременно поищу на будущее.

  • 1