?

Log in

No account? Create an account
кот

maiorova


Майорова пишет

Спаси Господь волков от нашего стада


Previous Entry Share Next Entry
Нормальная домашняя жизнь
кот
maiorova
С усилием. достойным лучшего применения,  дочитываю в русском переводе Брукса "Бобо в раю, или Откуда берётся новая элита".  Ощущения своеобразные. С одной стороны, я понимаю, что это классика-расклассика, но как же утомляет эта манера фельетонная... Как будто бы автор хочет взять меня за пуговицу да хорошенько покрутить, а пуговиц-то у меня и нету. В то же время попадаются очень интересные цитаты: из знаменитой не переведённой на русский книги Гудмена "Взрослеть нелепо" [Growing up Absurd].

Субкультура битников – это не только реакция на средний класс или организованную систему. Это естественное движение. Тяготея к непривилегированным классам, битники от этого вовсе не проигрывают. Их квартиры часто более пригодны для жилья, чем дома представителей среднего класса; они часто лучше питаются; у них хорошие пластинки и пр. Свойственная им непунктуальность, неряшливость, привычка жить коммуной, сексуальная раскрепощённость и беспечность в отношении собственной репутации идут вразрез с природой среднего класса, однако вызваны скорее здравым смыслом, нежели протестом и негодованием: это, возможно, наиболее естественная манера поведения, которую предпочёл бы каждый, если б прислушался к себе повнимательней.

Брукс в свойственной манере добавляет ехидно: Это был новый взгляд: богемный образ жизни предпочёл бы каждый, прислушайся он к себе повнимательней. Если б, вооружившись этой идеей в 1960-м, вы занялись инвестициями, сегодня вы бы уже были миллиардером. А мне хотелось бы поразмыслить над "предпочёл бы каждый". Каждый -- допустим; но каждая ли? Вот примерное описание семьи битников и образа их жизни, из всем известного романа Джека Керуака "Бродяги дхармы":

Если у бродяг Дхармы будут когда-нибудь братья в Америке, которые будут жить в миру, нормальной домашней жизнью, с женой и детьми, -- эти братья будут такими, как Шон Монахан.
Шон, молодой плотник, жил в старом деревянном доме на отшибе от столпившихся коттеджей Корте-Мадера, ездил на допотопном драндулете, собственноручно пристроил к дому заднюю веранду под детскую для будущих детей и выбрал себе жену, полностью разделявшую его взгляды на то, как безбедно прожить в Америке без особых доходов. Шон любил брать отгулы просто так, для того, чтобы подняться на холм в хижину, принадлежащую к арендуемой им собственности, и там целый день медитировать, изучать буддистские сутры, пить чай и дремать. Жена его, Кристина, юная красавица с медовыми волосами, ходила по дому и двору босиком, развешивала белье, пекла домашний хлеб и печенье. Она была мастерица готовить еду из ничего. В прошлом году Джефи очень порадовал их, подарив им на годовщину десятифунтовый мешок муки. Шон был настоящим патриархом, как в прежние времена, и, несмотря на свои двадцать два, носил, как святой Иосиф, окладистую бороду, посверкивая оттуда белозубой улыбкой и молодыми синими глазами. Две маленькие дочурки тоже бегали везде босиком и росли весьма самостоятельными.
Пол устилали плетеные соломенные циновки - входя, здесь также полагалось разуваться. Было много книг и единственная дорогая вещь - отличный проигрыватель, чтобы слушать собранную Шоном богатую коллекцию индейской музыки, фламенко и джаза. Даже китайские и японские пластинки у него были. Обедали за низким черным лакированным столиком, в японском стиле, причем сидеть, хочешь не хочешь, полагалось на циновках. Кристина превосходно готовила супы и свежие бисквиты.
Прибыв в полдень на "Грейхаунде", я прошел еще около мили по гудроновой дороге, и Кристина тут же усадила меня за горячий суп и горячий хлеб с маслом. Какое, право, славное существо. "Шон и Джефи на работе в Сосалито. Вернутся около пяти".
- Пойду посмотрю домик, подожду их там.
- Хочешь, посиди здесь, можешь музыку послушать.
- Да нет, не буду тебе мешать.
- Вовсе ты мне не мешаешь, я должна только развесить белье, испечь хлеба на вечер и кое-что заштопать. - С такой женой Шон, не особо напрягаясь на работе, сумел положить в банк несколько тысяч.


Сурово экономить. Стирать на себя, супруга и двоих маленьких детей на руках. Собственноручно печь хлеб -- это, поверьте, комо трабаха. Ходить без обуви -- обутым ходит в семье только папа, какой, право, милый штришок. И скорее всего, у Кристины нет даже холодильника. Вспомним Пола Гудмана: Основная тема – это система, с которой они отказываются сотрудничать. Они объяснят вам, что „приличная“ работа – это всегда мошенничество или продажи; что невозможно выносить, когда твой внешний вид определяется начальством, что только дурак станет работать ради выплаты кредита за дурацкий холодильник для жены... Едим все, а холодильник -- для жены, знакомый ход мышления. И вот объясните мне, чем modus vivendi Кристины и ей подобных женщин-битников (битниц?) отличается от житья её прапрабабушки-фермерши? Только новые домашние обязанности появляются: например, напёкши хлеба и уложив детишек, идти развлекать друзей мужа, танцуя нагишом во время нудистских игрищ. Нудистские игрища -- изюминка дома Монаханов, хошь не хошь, а пляши. То есть запросы главы семейства стали более богемными, а работа по обслуживанию этих запросов осталась всё та же, буржуазная.

Мне всегда было любопытным, что случилось дальше с героями "Бродяг дхармы", точнее, с их прототипами. Прообраз Шона Монахана, Лок Маккоркл [Locke McCorkle] по сию пору жив-здоров, недавно похоронил пятую жену, которая была на восемнадцать лет его моложе... работает гуру здорового питания, да ещё выпустил широко известную в узких кругах книгу о радости секса. Знающие английский могут ознакомиться по ссылке с расшифровкой его интервью 2016 года: http://ppolinks.com/mvpl39241/2016.023.001_McCorkleLocke_OralHistoryTranscript.pdf -- я прочитала с удовольствием. Одного лишь не могу взять в толк -- куда замечательная работящая жена Кристина (вернее, Валери -- её настоящее имя) потом делась? Вот так просто, была жена Валери, была жена Валери, и а потом р-раз, неслышный щелчок пальцами, и на её месте в том же доме возникает жена Мери. Родила жена Валери Ситу и Ташу, а потом родился сын Шон -- и непонятно, чей он. Жены номер один или жены номер два? Далее в тексте ни Сита, ни Таша, ни Шон не появляются, что тоже наводит на соответствующие размышления.

Куда делась хорошая, гостеприимная и трудолюбивая жена битника Валери Маккоркл? Взяла ли она с собою детей? И сколько ей досталось от пресловутых нескольких тысяч, которые благоверный положил в банк... на своё, разумеется, имя? И хотела бы уж прямо каждая вести такую жизнь с таким результатом?

Ну, право, кого там интересует, чего хочет эта каждая? Общеизвестно ведь, что считаются только мужчины, а женщины это такие забавные существа, которым что на руках стирать, что босиком ходить, что голышом после двух смен танцевать - все едино и все в кайф.

Зачем нам женская литература, спрашивают они. У вас же есть Алиса Селезнева, Гермиона и эта... рыжая такая... точно, Пеппи!

Создалось впечатление, что от такой жизни четырех предыдущих он тоже похоронил...

Edited at 2018-08-13 09:19 pm (UTC)

Я бы во всяком случае взвыла. Одна голова не бедна, а бедна, так одна. Но детей растить в такой обстановке не взялась бы.

Испортилась, думаю. В кои-то веки спросила о деньгах, потребовала еды не из ничего, а хоть из чего-то. Или, о ужас, перестала быть юной красавицей - со многими такое случается, особенно если использовать красавицу как единственную в хозяйстве рабочую лошадь.
"Шон был настоящим патриархом, как в прежние времена" - что-что там было про патриархат сыновей у страшных радикальных феминисток, которые расшатывают скрепы и возводят поклёпы?
Братья у бродяг Дхармы могут быть, а про сестер разговора не было...

У них были жёны братьев. Невестки, короче говоря.

)) Вот вроде бы в "противоречиях" по линии разлома "м / ж" чаще оказываюсь на стороне "м" и всяких людей духа люблю куда больше вечно все и
вся взвешивающих к своей
мелкой выгоде материалистов , но такие вот "люди духа из глубинки" - это полный абзац е-к-л-м-н ! Это какая ж должна быть самооценка у этих женщин чтоб вестись на такие примитивные манипуляции .. Впрочем , у "них" такие вымерли , наверное , ещё к концу 70 -х , а у нас их ещё по малой провинции пруд пруди к сожалению .. Хотя дело и идёт в том же направлении .

Опыта в первую очередь нет, поэтому человек на манипуляции и ведётся. И получается вполне распространённый и в наших реалиях сюжет: выходила замуж за увлеченного филолога, а через год обнаружила себя босой, беременной и в огороде.

Ну этот то - из "Дхармы" - уже чертами "выпускников" тоталитарных сект обладает ..А так да - женщине как "существу" более зависимому - особенно в провинции да в "простой" среде - смотреть нужно "в оба" .."Лечится" это по большому счету лишь образованием , заделом культуры да материальной независимостью .

Что вы, какая простая среда. Там такие были ребята и такие семьи -- золотая не золотая молодёжь, а, скажем так, серебряная. У Каролин Кэссиди отец профессор, у упомянутой в посте Кандель -- популярнейший голливудский сценарист. Пролетарии были только Керуак и Снайдер (на каковой почве и сдружились, надо думать)

Вот да! Я, читая модного нынче Керуака, тоже не могла отделаться от мыслей "бедные их жены и девушки..."

Всё лелею мечту найти и осилить Off the Road Каролин Кэссиди -- "Камиллы" из "На дороге". Думаю, прольёт на дело свету.

Несколько тысяч в банке и безумная радость жены по поводу десятифунтового мешка муки меня вымораживают. Аж целых четыре килограмма муки.


Причём на годовщину свадьбы. Керуак мастер детали, конечно. Зря его Капоте стебал за неумелость, одним словом может расшибить...

А самое интересное, я такого человека по молодости знала. Недоучившийся художник. И жена его недоучка. Продал подаренную мамой квартиру и построил домик в деревне. Теперь копается в огороде, и строгает детишек - 4 у него уже. Живут на пособия многодетным. Одеваются в секонде.
Зато свобода!!!!

ну если сам копается в огороде, а не медитирует, бросив всё на жену, то это уже неплохо)

п.с. вы так сказали про секонд, как будто это что-то плохое :D
хотя секонд секонду рознь, конечно.

Да, вот сразу вопрос: а за чей счет этот "высокодуховный" банкет?

А вот это понять очень трудно. Само приобретение аренды на хижину и участок вокруг неё как-то не весьма понятно -- за такие гроши. И почему-то через Снайдера, который в каждой бочке там затычка...

Спасибо! Как здорово, попробовала бы калифорнийского...

Надо прочитать наконец "Под кровом всевышнего"... Опять вспомнилась Ваша рецензия.

Очень хотелось бы увидеть книгу вроде "Побег", написанную такой экс-битницей.

Тут дело ведь не в якобы предосудительном копании в огороде, а в эксплуатации человека человеком...

Очень хотелось бы увидеть книгу вроде "Побег", написанную такой экс-битницей. -- я поищу!

Я в своё время считал, что за богемный образ жизни в норме просто платит кто-то другой. Потом я увидел некоторое количество свободных художников, которые таки перескакивают между "землю попашет" и "попишет стихи", причём пашущих поболее моего, но это редкость.

Что работа по дому без возможности удалиться на гору читать сутры - ад, я понимаю. Насчёт конкретно холодильника, правда, непохоже, чтобы при радости от 4 кг муки у них была еда, которую в холодильник ставят — думаю, что всё съедалось тут же. Но стиралка таки да.

Edited at 2018-08-14 07:18 am (UTC)

Вообще тема эта интересная и многослойная : нет ничего плохого в том что некоторые люди не соглашаются жить по законам скажем так "мира капитала" который во многом человека "расчеловечивает" - плохо когда это делается за чужой счёт , ну или присутствует эксплуатация слабых и зависимых разными манипуляторами как здесь . Все эти "общины староверов" , имхо , часто вырождаются во что то такое - тоталитарное ..
Альтернативой тут может быть только свободный выбор зрелых индивидуальных людей . Вот читал в журнале "Стори" про двух канадцев - он художник оформитель , она - танцовщица ( не в эротике ) и они строят дом на понтонах прямо на озере , сад там , картины, медитации .. детей выпустили в жизнь .. вроде счастливы . Вот как то так .

Я как-то проглядела по диагонали нечитанную ранее книжечку Хайнлайна, не помню, которую именно. Там жена была по похожей схеме осчастливлена. Вкалывать по 16-18 часов в день, ночью - быть страстной куртизанкой, рожать со скоростью пулеметной очереди, на бегу причем, со всеми обращаться ласково и нежно, а воду (холодную, разумеется) к дому он ей провел всего через 8 лет. И на смертном ложе она сокрушалась, что уже нехороша, а он ее утешал, что любой поселенец мужеского полу ее бы с удовольствием поимел, чего переживать-то.
Поняла, в общем, что психика у меня и так неустойчивая, и незачем ее расшатывать чтением подобной литературы...

Хайнлайн да-а-а-а-а. Хайнлайн что-то с чем-то даже на общем специфическом фоне. "Нам, живущим" в этом смысле для меня расставила все точки над i.

В юности меня призывали возлюбить Керуака, и мне это казалось дико странным: люди, это ж компания безответственных судаков, я б ни с одним из них дальше Каннельярви не поехала! Но к 2002 мы были уже сильно испорчены феминизмом, конечно.


Писателем я его считаю прекрасным -- но персонажи и их взаимоотношения представляют собой некий босховский ад. То есть это интересно, это своеобразно, а вот оказаться там я врагу бы не пожелала.

С такой женой Шон, не особо напрягаясь на работе, сумел положить в банк несколько тысяч.
Вот за что люблю бунтарей против системы - за последовательность. Брать кредит в банке на холодильник или стиралку для жены - это фу и мещанство. А иметь в том же банке накопительный счёт (на своё, разумеется, имя) - уже не мещанство и норм. Логично же!
Что до того, куда девались жены, так ведь опять же - бунт против системы и в частности буржуазного и отжившего своё института брака! Скорее всего, брак там заключен не был. Поэтому пока навариваешь супы из ничего и обеспечиваешь патриарху ненапряжное существование - ты жена со всеми положенными обязанностями. Как только тебе это надоело - уже не жена и прав у тебя никаких.
На таких условиях чего ж не бунтовать?!

Эм... Разница между кредитом и накопительным счётом для организации быта в общем-то по современным меркам фрилансера представляется мне очевидной. Запас на чёрный день всяко лучше неотменяемого расхода.

Но сколько стоил тогда холодильник или стиралка - любопытно.