Ольга Майорова (maiorova) wrote,
Ольга Майорова
maiorova

Экскурсия по Васильевскому острову

Сегодня наконец-то выбралась (вовремя исправила опечатку -- выдралась, а она правдивее и выразительнее) на экскурсию к Сергею Бабушкину ака babs71. Вот казалось бы -- северо-западная часть Васильевского острова считалась самой бедной и непривлекательной, а следовательно, в архитектурном смысле самой скучной. "Да что там на Ваське смотреть, кроме набережной, остальное -- гадость пьём из экономии" -- доподлинные слова, которые я слышала ещё совсем недавно. В итоге, прошагав от метро Василеостровская до Приморской, получила краткую и ёмкую лекцию о трёх подходах к строительству, которые с подобающей долей условности назвала бы петербургским, ленинградским и питерским.

Петербургский подход -- это дом как законченная композиция, в идеале ещё и вписанная в окружающее пространство, чтобы ему, пространству, не было мучительно больно. Потрясли два здания, принадлежащие одним и тем же хозяевам, но построенные с интервалом времени в несколько лет, за которые мода успела измениться, северный модерн ушёл с подиума и воцарился неоклассицизм. Соответственно -- здания рядом, но в разных стилях. Слева модерновый с майоликами и плиткой-кабанчиком, справа неоклассический с пухлыми колоннами. При этом стены одного цвета, и не видно, если не присматриваться, где одна стена переходит в другую. Или: по обеим сторонам линии один и тот же зодчий выстроил по дому. Разным заказчикам. Со значительным перерывом. Они, понятно дело, не одинаковые, зато подобраны друг к другу по отделке, по колористике, как два товарища стоят... Ну, понятно, скажут мне, тогда больше денег тратили -- но фактически экскурсия оказалась посвящена тому, как малыми средствами сделать большую эстетику. Там гранитом облицуют, сям какой-то особенной лучезарной майоликой с маками и подсолнечниками украсят. Один фасад до сих пор из ума нейдёт. Белая-белая плоскость, окна рядами, и каждое окно обрамляется синей-синей, моррисовского колера плиткой. Всё. Впечатление незабываемое.

Подход ленинградский отражён в бессмертном мультпредисловии к "Иронии судьбы":



Грандиозный проект с колоннами, барельефами и шпилями из той самой пресловутой экономии упрощается, облегчается, вульгаризируется и по итогу выглядит "заплатка на заплатке". Всему городу известен, например, дворец культуры имени Кирова: циклопическое сооружение, если я ничего не путаю, Н.А. Троцкого. Если смотреть на него с площади (кстати, назвали её площадью Собчака, но топоним не привился), то по бокам главного входа с каждой стороны можно с удивлением, переходящим в остолбенение, увидеть по четыре пустые глухие ниши.


(фотография с сайта citywalls, свой фотоаппарат я думала -- протратила, а на самом деле дома забыла. На тумбочке. Ёлки).

Встаёт вопрос: за каким лешим? В 90-е годы я не раз слыхала, что там в далёкие тридцатые предлагалось разместить портреты знаменитостей Советской страны. Однако по мере строительства ДК знаменитости одна за другой оказывались врагами народа, и от портретов было решено отказаться. Так вот, это брехня! Собирались всего-навсего оформить довольно стандартными соцреалистеическими рельефами: транспаранты там, знамёна, взвейтесь-развейтесь, но ни один проект архитекторов не устроил по художественным причинам. Постановили -- презреть. И презрели. Заодно открылась тайна типовых школ по проекту всё тех же Троцкого и Мартынова. Знаете, с таким огромным "простенком" над крыльцом? Простенок напоминает пустую рамочку от неизвестной картины. Вот что там должно было быть, в рамочке-то:



Французская школа имени Ж.-И. Кусто, которой мы сегодня любовались, имеет в "простенке" ещё одну рамочку, где помещается эмблема серпа и молота. Маленькая, но зато дешёвая. Вместо колонн гладенькие пилястры, дёшево и сердито.



Единственная школа с колоннами -- на Пархоменко. Интересующихся этим интересным прошу по ссылке в журнал нашего уважаемого экскурсовода: https://babs71.livejournal.com/1053922.html, откуда и фотографии.
Для сравненьица сиротский приют св. Ольги, ныне коррекционная школа восьмого вида. Специально ставилась задача сделать елико возможно недорого:



А про питерский период не хочется говорить подробно. Можно просто сходить к упомянутому ДК имени Кирова и посмотреть, какие многоэтажки отгроханы напротив. Ансамбль площади? Сохранение привлекательного вида? Бу-ха-ха. Мы просто выстроили муравейники и получили деньги.

В целом Васильевский производит очень достойное и опрятное впечатление. В девяностые годы было куда как кислее, шершавее и облупленнее. А теперь... Единственный настенный дацзыбао запомнился:
Не хочу быть красивым! -- на заборе.
На газонах белая кашка цветёт, жители с собачками гуляют, в том числе с бультерьером, русской борзой, померанским шпицем (лающим, как игрушка-пищалка) и... терьеры, терьеры, терьеры, ... можете представить себе, тридцать пять тысяч одних терьеров! А вот васек маловато. Я заметила только трёх:
-- молодую тревожную трёхцветку, которую в перерыве покормила,
-- крупного чёрно-белого с хвостом как бикфордов шнур. Этот все номера показал: и траву жрал, морщась, и когти об дерево точил, и трусцой удалился в подвал, где специально для него по размеру была прорезана дверца;
-- его двойника около Горного института -- причём тоже жрал траву. Вообще кошки лопают траву к дождю, а настоящего дождя не случилось. Так, моросило время от времени. И легендарный ветер-зонтолом, дующий с четырёх сторон, был смирен и зонтиков не ломал.
Tags: отзывы, это город Ленинград
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments