Ольга Майорова (maiorova) wrote,
Ольга Майорова
maiorova

Экскурсия от Московских ворот до парка Победы

Заметки, а то потом забуду. Сегодняшняя экскурсия стала ярким опровержением того, что нам в учебные годы навязывалось как максима: советское зодчество безлико, советская зодчество бесцветно, советское зодчество полностью на один салтык. Был один яркий всплеск в двадцатые (конструктивисты), а потом оно погрязло.Взяло и погрязло. Со страшной силой. Не претендуя на экспертские лавры, скажу банальную вещь: невооружённым глазом видно, до какой степени это не так. Достаточно пройти по Московскому проспекту, который в бытностью свою проспектом имени Сталина должен был сделаться главной улицей Ленинграда. Близость финской границы диктовала свои условия: приоритетным для развития города признали южное направление. Чем ближе к центру, тем пышнее и величественнее должны были становиться здания... В итоге из проекта ничего не вышло, вместо общественных сооружений (клубов, администраций и пр.) по проспекту выстроились жилые дома, но разнообразия в их среде оказалось более чем достаточно.

Кому неоклассики? Выходите из метро Московские ворота, и сразу вам неоклассика: очаровательная пожарная часть. Конструктивизм конструктивизмом, а с лица необщим выраженьем.

Хотите "муссолиниевских" итальянских тридцатых и подтверждения пословицы "за что боролись, на то и напоролись" -- добро пожаловать к фьючерсной бирже, бывшему клубу-столовой. Кстати, в здании макаронной фабрики теперь Газпром, а макароны были, эх, вкусные. У экскурсии случился приступ ностальгии.

Хотите конструктивизма, припудренного страха ради идеологическа орнаментами в стиле ар-деко? Суд и прокуратура Московского района обеспечат вам психоделику: стоите вы эдак в круглом дворике в центре воронки остеклённых балконов, смотрите кверху, и оно начинает вращаться, вращаться... А если учесть, что в проекте предполагался стеклянный купол, эффект становится прямо-таки галлюциногенным.

Хотите авангарда -- к вашим услугам культурно-досуговый центр "Московский", бывший ДК завода имени Ильича. Асимметрия проекта воистину неописуема, с каждого угла предстаёт словно бы другая постройка. "Дом, который построил Тил" Хайнлайна ведь читали?

Хотите оммаж петербургской классике? Один из дворов по нечётной стороне практически повторяет контуры Московских ворот, которые тогда ещё не восстановили, хе-хе-хе. Элегантные очертания фиги в кармане, так сказать.

Хотите фольклорного элемента? И у него есть документ! Архитектор Борис Журавлёв в согласии со своей фамилией изобильно украшал фасады изображениями птиц, птичек, птичищ. Здесь и колонны с петухами вместо капителей (ушлые жильцы остеклили псевдокрыльца и добавили себе жилплощади), и голубь мира - увы и ах, бедолаге уже скрутили голову, и павлины. Да, павлины. Я взглядываю на пав вокруг цветка, посаженных над дверью парадного, и по инерции произношу: "а-ля рюсс". Но тут же прикусываю язык, потому что никакого рюсса здесь и в помине нет. Не рюсс оно. Оказывается, знатоки вопроса усматривают в прелестных пташках сходство с иудейской скульптурой. Надгробия на еврейских кладбищах украшались павлинами, символом незамутнённого райского блаженства... Тут-то я поняла, где видала обольстительные гроздья винограда, которыми были увиты другие журавлёвские фасады:



Кишинёв, еврейское кладбище, фото Д. Гобермана, взято отсюда: http://eshkolot.ru/event/39439. Медведиками по формальному запрету на изображение человека заменены разведчики из Книги Числ: "И дошли они до долины Эшколь, и срезали там ветвь с одной гроздью винограда, и понесли ее на двух шестах". То есть это врубитесь, какой был виноградище, что единственную гроздь взрослые мужчины несли вдвоём!

С другой стороны, христиане тоже не остались в стороне от столь благожелательной символики, как павлины. Вот христианская плита из Афин (V-VI век):



Для сравнения декор на здании по ул. Благодатная:



(фото цельнотянуто отсюда: http://forum.citywalls.ru/topic554.html)

В общем, за своих пичуг, виноградные лозы и прочие излишества Борис Журавлёв получил по полной программе. Поистине печально было слышать, как заслуженного специалиста, фронтовика, смешивали с дерьмом. Чтобы остаться в любимой профессии, он был вынужден свернуть прежние проекты и работать в противоположном ключе. Кто ездит в новую Публичку, помнит ансамбль площади Чернышевского: трогательный памятник, развесистые ампирные здания, а на заднем плане хтонический ужас гостиницы "Россия". Поверьте на слово, если не можете убедиться, она там, как зуб в носу, блеклая, упрощенческая, экономичная во всех смыслах термина. Помните у Высоцкого:

А гадость пьём -- из экономии!

Так вот, вместо неё тот же Журавлёв со товарищи проектировал роскошную высотку со шпилем. Хрущёв на то:

Некоторые архитекторы увлекаются устройством на зданиях шпилей, и поэтому эти здания становятся похожими на церкви. Вам нравится силуэт церкви? Я не хочу спорить о вкусах, но для жилых домов такой облик зданий не нужен. Нельзя современный жилой дом превращать архитектурным оформлением в подобие церкви или музея.

Прошу меня понять правильно: я не против массового рационального строительства, я только за. Хрущёвки были исторической необходимостью. На почему нужно было устраивать массовые порки за "украшательство", тем более в окрестностях одной из главных улиц города? Бей своих, чтоб чужие боялись... История всё расставила по своим местам: за квартиры в домах Журавлёва и его единомышленников платят целые состояния.
Tags: это город Ленинград
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments