?

Log in

No account? Create an account
кот

maiorova


Майорова пишет

Спаси Господь волков от нашего стада


Previous Entry Share Next Entry
Мурло кондотьера
кот
maiorova
Разучиваюсь читать книги. Не в принципе, а бумажные. Прикупила по случаю "Мои воспоминания" Александра Бенуа, художника и искусствоведа, которого я в детстве боялась. Не в смысле "придёт задушит", в другом смысле -- казался по тексту очень тяжёлым человеком. Ну, тяжёлый не тяжёлый Александр Бенуа, явственно одно: как есть эрудит и этой своей эрудиции стесняться не собирается, поэтому то здесь, то там попадаются фразы наподобие:

Было странно встретиться в таких условиях с усмешкой Моны Лизы, со скользящими фигурами на фресках Сандро (тогда помещенных на лестнице), со свирепым взглядом «Кондотьера» Антонелло да Мессина, с «Купальщицей» Рембрандта, со ставшим во фрунт «Жилем» Ватто. Закончили мы наш обзор перед полустатуей той древней «Испанки», которая была открыта где-то около Эльче. О, каким страшным выходцем с того света показалась мне среди всей темени эта сутулая покойница, вся увешанная тяжелыми и странными уборами.

А сами мемуары изданы двухтомником. организованным по принципу "баня, а раздевалка через дорогу": все примечания и к первому, и ко второму тому сосредоточены в конце второго тома. Как физзарядка: читаешь-читаешь одну книгу, встаёшь и лезешь в другую, заботливо заложенную, чтобы не сбиться с главы, потому что номер страницы к номеру примечания приписывать было лень. Андреева и Поспелов прямо так в послесловии и озадачили:

Составители имели в виду  все возрастающую культуру тех читательских кругов, на которые рассчитана книга, умение все большего числа людей самостоятельно использовать разнообразную справочную литературу, в том числе и словари художников или энциклопедии по разным отраслям культуры,— которая к настоящему времени стала весьма обильной.

Имели они нашу культуру в виду! Так что примечания ещё и не всегда исчерпывающие. Думается, тут иллюстраций надо бы вдвое больше или хотя бы текстом пояснять. Но тогда издание увеличилось до совсем уж астрономических размеров. В конце концов я потеряла терпение, уселась перед компьютером, положила книгу на колени и искала в интернете все незнакомые имена, названия, заглавия, пока не сдурела. И после того, как сдурела - тоже искала. Прямо по принципу: ага, Мону Лизу знаю, Купальщицу помню, а вот кто такой свирепый кондотьер? Фамилия да Мессина для меня не пустой звук. Сама от себя не ожидала, к слову, Ренессансом никогда не интересовалась особенно. Но вот кто такой Кондотьер?

Слава Википедии, в ней этот портрет свирепого кондотьера нашёлся. И я с изумлением понимаю, что знаю его давно, что репродукция чуть ли на буфете у нас не стояла, чтобы дети сахар не таскали. Только называлась "Портрет неизвестного". Молодой человек, здесь изображённый, -- натурально как есть неизвестный, и род его занятий не ведом никому. А кондотьером картину прозвали в девятнадцатом веке, потому что по тогдашним представлениям такое суровое и непреклонное мурло может быть только у кондотьера.

Илл. 1. Вестимо, "кондотьер"
Илл. 2. Испанка из Эльче. Хороша, а? Четвёртый век до нашей эры. 


  • 1
Да уж, под таким взглядом остережешься сахар таскать...

Я выразилась фигурально, однако факт... Тут и взрослые-то не всяко решатся взять сахару.

Они когда писали- не знали, сколько получится томов. Писали единый текст- примечания в конце. Количество томов и их разделение стало понятно к моменту вёрстки. В этот время переписывать примечания и делить их очень сложно и лень. К этому времени авторам книга уже изрядно надоела. Подбор иллюстраций- отдельная сложная эпопея. С Заключением договоров с авторами фотографий. Это время и деньги. Сейчас бумажные книги приносят издательству мало прибыли- если это научная работа, а не учебник или бульварный роман.
Мне обидно всегда читать такое- авторы старались, сделали как смогли. Наверное можно было лучше. Но они смогли так как смогли. Кто может лучше- пусть это делает. Не стреляйте в пианиста, он играет как умеет.
В каждую авторскую книгу вложено столько сил, труда и времени- что вот это- было бы лучше, чтобы примечания были объемнее, разбиты по томам и с картинками.... реализация могла бы совсем убить книгу. Её так часто хочется бросить! Книга прорывается к читателю через такие препятствия и сопротивление- что уж если получилась- то уже отлично

А почему не знали, какой будет объём? Это же не первое издание "воспоминаний"-то. За рубежом выходили они всегда в двух томах, как по-русски, так и по-английски. Неужели думаете, "Литпамятники" рассчитывали втиснуть всё это в один том?

Испанка-то кстати, ничего так себе! И не страшная вовсе. Или это с утра пораньше?

Я тут пристрастна, мне иберийские астарты нравятся до слёз. Вот ещё Дама из Басы знаменитая:



на буфете у нас не стояла, чтобы дети сахар не таскали.

И действительно суровый мужчина! ;)

Кондотьер вошел в палатку, сел на табурет и задумчиво уставился на свою левую руку. Внезапно его осенила блестящая мысль. Он приказал адъютанту выстроить солдат в колонну перед палаткой. Адъютант и офицеры забегали по лагерю.
И вот уже колонна застыла перед командирской палаткой. Среди солдат и трое наших друзей. Они подумали-подумали и решили, что так будет безопаснее.
Первый в колонне солдат вошел в палатку и мгновение спустя вылетел оттуда головой вперед. С трудом поднявшись с земли, он поплелся прочь. Та же участь постигла второго и третьего солдата. Тысячемух, Початок и Недород попытались улизнуть, но вооруженная охрана вновь загнала их в колонну. (с) Истории тысячного года.

"Испанка" потрясающая, да! Пишут, она была ещё и раскрашена - яркая и роскошная была, наверное.

Вообще интересные были ребята...

Чего ему украшения испанки из Эльче не понравились, нарядная женщина, и сейчас кое-где подобное носят.

О, кстати, я тут недавно читала про хопи: у них девичьи причёски очень похожие. Хотя, казалось бы, где хопи и где Испания.

хороша испанка.
и та, что вы в каменты положили - тоже изумительная.

примечания вообще боль. я недавно верстала медицинскую книгу. сперва решили -подстранично верстаем. потом посмотрели на эти страницы, где примечания шире текста - нет, поглавно.
потом посмотрели, что нужны перекрестные отсылки - нет, в конце!
а это, на минуточку, всю верстку перелопачивать. поэтому я составителям и издателям сильно сочувствую в таких случаях. как и читателю, потому что сноски и и примечания, сунутые не туда, делают чтение мучительным, а толковое осовение информации вообще почти невозможным.

Так мне и надо было, как ув. mmekourdukova советует, сначала прочесть примечания. Но я ж куда ж! я ж уже начала, я ж увлечена уже.

Не только испанка, а и кондотьер симпатичный (дядька).

За что я Антонелло уважаю весьма, у него все -- симпатичные. С лица необщим выраженьем.

Стоит читать?

По моему скромному -- да. Я страстно увлеклась.

Мои с детства любимые мемуары, вот это самое издание.

Я вот как делаю, когда баня, а через дорогу примечания - я сначала наскоро читаю примечания все подряд. Как правило, большую часть инфы я знаю и так, а неизвестное - запоминается в общих чертах. Потом спокойно читаю текст, и примечания всплывают по мере надобности.

"Ссылки" на статуи-картины, которых в тексте нет, - обычное дело для поколения Бенуа. Я бы сказала, это ещё цветочки.
Читать мемуары русских театралов, которые на десятках страниц делятся мыслями по поводу того, чего читатель не увидит и не услышит никогда и не при каких условиях - вот где цимес.

Ой, да-а-а. Я когда Дурылина читала подряд всё, что смогла найти, -- в некоторых местах аж прослезилась, что никогда не увижу и не услышу. А в некоторых местах порадовалась.

Ишь какой суровый паря!
Только меня бы этот портрет не остановил: я в детстве очень любила сладкое:)

Кондотьер суров. Да-с. Суров.

Испанки из Эльче потрясающие, спасибо.
А по поводу верстки - вполне могло быть и так, как предположили в комментариях. Сначала пытались запихнуть в один том, потом переделывали.

Мне вот интересно, куда вы все бумажные книги складываете.

  • 1