Ольга Майорова (maiorova) wrote,
Ольга Майорова
maiorova

"Ресторан Алисы" - 1

Современная кинокритика не в восторге от этого фильма. Артура Пенна ценят за другое, за "Бонни и Клайда" - хит всех времён и народов со стрельбой и поцелуями, за "Маленького большого человека" (лучшая роль Дастина Хоффмана, чего уж тут)... Даже "Сотворившую чудо" смотрят чаще и увлечённее, а "Сотворившая чудо" вообще антиквариат: 1962 года фильм. Нет, к "Ресторану Алисы" отношение гораздо более снисходительное. Понятно, дескать, в своё время было актуально и выстрелило. Только нонеча не то, что давеча, не смотрится, затянуто, нудно, всё действие можно было ужать до двадцатиминутной короткометражки. Правда, сильные моменты всё же есть. Сильные моменты всё же есть, соглашаются, переглядываясь, критики. Вот, например, где Алиса смотрит с порога церкви, или где вся коммуна хоронит погибшего товарища. Сильный момент, да. А то ещё - где главный герой у постели умирающего отца поёт дуэтом с Питом Сигером детскую песенку. Сильный момент, ничего не скажешь. Вот если бы вся лента была такая!..

Признаюсь вам честно, если бы вся лента была "такая", смотреть "Ресторан" я не смогла бы. Больше скажу - жалобы на недостаток "сильных моментов" подчёркивают, до какой степени аудитория разучилась воспринимать фильмы прошлого. По сравнению с новыми блокбастерами они кажутся недосоленными какими-то, шут их знает, выцветшими, приглушёнными. Как древний Дионисий, публика заелась до омертвения, и новая эстетика колет её иголкой сквозь дикое мясо: пробудись, пробудись! Какие там полутона, всё надо дать голым, горячим и недвусмысленным. Смерть - так уж во всех подробностях, внутренности наружу, всех тошнит, зрители рукоплещут. Предательство - такое, чтобы женщины плакали, сами стены блевали, а пятьсот негодяев кричали "бей, бей". Любовную сцену - героиня не то что раздеться донага обязана и повертеться, а кожу с себя содрать в порядке стриптиза, тогда авось обратят пресыщенное внимание. Действие - головокружительное, шутки - в лоб, сентиментальность - такая, чтобы кишки слиплись от сиропа. По этим правилам "Ресторан Алисы", медлительный фильм о неспешных людях, конечно, проигрывает. Но он и не рассчитан на такие правила, как не рассчитана секвойя на победу в конкурсе "Мисс вселенная". Красоту секвойи это не отменяет.

Вот для примера один из "сильных эпизодов". Восемнадцатилетний студент-недоучка Арло Гатри навещает в больнице своего отца Вуди Гатри, умирающего от редкой генетической болезни, именуемой "хорея Хантингтона". Вуди знает, что ему недолго осталось. Когда-то хорея свела в могилу его маму, и так же всё было: сначала резкие беспорядочные движения, потеря памяти, неконтролируемые припадки злобного буйства, наводящие на мысль о шизофрении, потом слабость, потеря способности двигаться, речи, постепенное угнетение дыхательной функции... Вуди Гатри всё это уже проходил. Он был страшен в приступах, ему ставили шизофрению плюс алкоголизм, лечили, а надо было лечить совсем от другого. Жена бежала, забрала детей, потому что детям он тоже угрожал. Потом вернулась - ухаживать. Теперь больной знает свой диагноз, понимает, что такой же адский путь суждён с большой долей вероятности кому-то из его семерых детей. Арло тоже знает, что болезнь наследственная, что сам может заболеть в любой момент и долго мучительно умирать. Пит Сигер, звезда тогдашней фолк-сцены, зашёл поиграть старому другу на гитаре. Pastures of Plenty, одна из самых известных гатриевских песен, даже на русский её переводили, ибо наш герой ещё и убеждённый коммунист. Вместе с Арло Сигер исполняет детскую потешку про машинку. Эту потешку для сыновей сочинил сам Вуди Гатри, когда был здоров.



Сохранять в продолжение всей картины такой накал эмоций бессмысленно, да и вредно. Приелось бы. В "Ресторане Алисы" много музыки и танцев, но это не мюзикл и не оперетта. Бездна юмора, но он ничего не имеет общего с комедией. В нём любовь, отчасти мелодраматизм, но классифицировать его как мелодраму невозможно. Он о молодёжи, но не молодёжный. Фабула дословно повторяет автобиографию Арло Гатри, но фильм не биографический. Всё сразу, всего понемногу, но впечатления разрозненности не остаётся. Почему? кто знает! Видно, повара с поварихами хорошо продумали рецепт, и, на наше счастье, он состоял не из одних только "острых" моментов.

Ну, и разумеется, "Ресторан Алисы" о женском освобождении, но об этом после, после, и так расписалась.
Tags: кинище
Subscribe

  • Get Me Out, эпилог

    Эпилог Есть захватывающий сорокатрёхсекундный документальный фильм о том, как тысячи клеток создают зародыш рыбки данио рерио. Это, возможно, самый…

  • Get Me Out, четырнадцатая глава, окончание

    А критики не успокаиваются: ведь фактически клиенткам всучивают непроверенную технологию. Американское общество репродуктивной медицины считает…

  • Get Me Out, четырнадцатая глава, вторая часть

    Вудраф – одна из немногих учёных, пытающихся расшифровать сигналы фолликулов, провоцирующие яйцеклетку к выходу из яичника и овуляции. «Два фолликула…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments