Но что же такое установки [mindsets] в понимании Дуэк? Это своего рода верования, основополагающие убеждения. Кто верит в Магомета, кто в Аллаха, кто в Исуса, а индивид с установкой на данность верит, что каков в колыбельку, таков и в могилку. Качества личности неизменны. Успех - доказательство ума и таланта. Неудача - доказательство глупости и бездарности. Двойка за контрольную - клеймо на всю жизнь. Синий диплом равнозначен профессиональному самоубийству. Индивид с установкой на рост, в свою очередь, верит, что качества можно изменять и приобретать, прилагая в этом направлении усилия или хоть лёжа в сторону цели. Неудача? значит, есть куда расти. Двойка - потрясающая возможность сделать работу над ошибками. синий диплом - всего лишь синий диплом.
Проблема Дуэк как исследовательницы в том, что, увлекшись рекламой "перепрограммирования" себя из установки на данность в установку на рост, она совершенно забывает о социальной подоплёке этих верований. "Я опросила студентов с установкой на рост" - а кто эти студенты, откуда они территориально, сколько им лет, из каких они семей, где, как и у кого они учились, и гендерный вопрос, собака, да, куда ж без гендерного вопроса? Мы не знаем этого. Ведь не с неба же на них упали эти "хорошие" установки. На вопрос о причинах аудитории преподносят всё ту же сказку про "родительские/тренерские/преподавательск
1) предметы, где у нас проверяют знания и умения;
2) предметы, где у нас проверяют знания и умения, но сначала всё-таки учат. Чему-нибудь. Как-нибудь. Всё-таки.
Результат чтения: повсюду выглядывает установка на данность. Особенно в морально-этических вопросах. Нравственное совершенствование не признаётся возможным. Возможно только антисовершенствование, распад злокачественной опухоли. Как прочитала ономнясь у Драгунской в странной московской повести:
Хорошо сидеть в кофейне у окошка, глядеть на Сретенку.
Там всегда час пик. Тротуары узки толпе, люди обгоняют друг друга, соскакивая на мостовую, на которой терпеливо теснятся машины, ожидающие очереди пересечь Большую Сухаревскую площадь. Все спешат. Только один человек идет не торопясь, ест мороженое.
Он подонок.
Это всем известно. Как, почему он очутился в подонках, уже никто не помнит. То ли что-то подписал, что никто не подписывал, то ли наоборот – не подписал, когда все подписали. То ли не пошел, когда все шли, то ли пошел, когда все по домам сидели. Или в Фейсбуке что-то неправильно лайкнул. Сейчас за этим очень следят. Неосторожное движение – и амба. Да мало ли способов угодить в подонки в одночасье? Способов навалом, запросто, глазом не моргнешь – и ты уже подонок, особенно когда вокруг исключительно порядочные люди с твердыми убеждениями.
Из диалогов:
- Социальная группа N - вредители, ренегаты, лучше бы их не было вовсе.
- Ну, нельзя же так огульно!
- А что, по-вашему социальная группа N - сплошные святые?!
И вот либо ты святая, либо тебя просто не должно быть в дискурсе. Да и не в дискурсе - тоже не должно.