Ольга Майорова (maiorova) wrote,
Ольга Майорова
maiorova

Categories:

Образцово-показательное трудовое воспитание: 60-е годы

Как известно, во времена Хрущёва среднее образование реформировали. Школьное обучение якобы формировало презрение к физической "грязной" работе и прикладным специальностям. Школу требовалось приблизить к жизни и профессиональной деятельности, детей чуть ли не с первого класса приобщать к рабоче-крестьянскому труду. Творчески осмыслил эту инициативу популярный ленинградский писатель Герман Матвеев - да-да, тот самый, который "Тарантул" и "Семнадцатилетние". Собственно, "Новый директор" - повесть о мудром и дальновидном директоре школы, патриархальном держиморде, каких свет не видывал - и есть продолжение "Семнадцатилетних". Учитель Константин Семёнович повышение получил.

Вот его рацпредложения на ниве реформирования школ, причём сразу хочу заметить, что кое-где эти эксперименты реализовались. Напомню год - пятьдесят пятый:

* * *

Сейчас вам еще трудно представить, что у нас будет. Воображение ваше рисует чистенькую столовую с буфетом, где продаются бутерброды с сыром, вареные яйца, простокваша и кисель. На обед подают свежие щи и котлеты… Нет! Мы организуем действительно фабрику. Настоящее производство. Вы будете выпускать разнообразнейшую продукцию…

* * *

Вот, например, Максим Петухов и его друзья хотят разводить на чердаке голубей, — с улыбкой сказал директор, увидев огненные волосы и вытаращенные на него глаза. — Разве это плохо? По-моему, очень хорошо! Пускай в школе будет своя голубиная станция и почта. Конечно, если вы задумаете разводить слонов или бегемотов…
Дружный смех покрыл последние слова директора, а когда шум стих, раздался насмешливый голос:
— А медведей можно?
И снова ребята рассмеялись.
— Относительно медведей надо посоветоваться с Ксенией Федоровной, — серьезно ответил директор. — Но я думаю, одного, двух медвежат, если вы достанете, держать можно.
Вернулись старшие юннаты. В рюкзаках, в ведрах, в мешках они принесли несколько сортов земли: дерновую, огородную, глинистую, песчаную, перепревший навоз.
— Вон, видите! Наши ботаники запасают уже землю. Знаете, что они задумали? Устроить в школе зимний ботанический сад. Молодцы, юннаты! Так вот, мне очень приятно с вами разговаривать, но словами дело не делают. Маляры сейчас начнут красить парты. Клава Иванова, принимайтесь тоже за свое дело, а остальные… Кто-то из вас недавно предложил… Где он? Забыл его фамилию… — говорил Константин Семенович, оглядываясь по сторонам. — Наверно, спортсмен… Кто из вас хочет играть в футбол, в лапту, в рюхи, в волейбол, кто хочет зимой кататься на коньках — поднимите руки!
Почти все подняли руки.
— У-у… все хотят. Это хорошо! Но где? На стадионы нас не пускают. Этот мальчик сказал мне так: «Вот бы нам построили здесь на пустыре стадион, а зимой каток!» Прекрасная идея! Не всякая школа имеет рядом столько свободного места. Великолепный стадион можно здесь построить! Только я не понял, кто должен построить? Может быть, пригласить ребят из Китая? Они здорово умеют работать…
По толпе прошел гул, послышалось:
— Сами построим!
Константин Семенович поднял руку и, когда наступила тишина, продолжал:
— Товарищи, вы напрасно меня уговариваете. Я не собираюсь возражать. Сами — так сами! Кто из вас тут дельные ребята? Кому можно поручить это дело?
— Байкову! Жене Байкову! — сказал рядом стоящий мальчик.
— Байкову? Хорошо. Где он?
— Я здесь!
Из толпы вышел стройный юноша лет шестнадцати.
— Очень приятно! Женя Байков! Комсомолец?
— Да. Я комсорг девятого «б».
— Ага! Актив Агнии Сергеевны. Тем лучше! Женя, вы назначаетесь начальником строительства стадиона. Отмеряйте в эту сторону метров сто пятьдесят, поперек метров пятьдесят и организуйте работу. Сначала надо всё очистить, а уж потом распланируем.

* * *

«Иностранный язык! Как у нас изучается иностранный язык? Разве можно терпеть такое безобразие? Тратятся деньги, время… но я еще не встречал десятиклассника, который бы сумел перевести… ну хотя бы несложную статью. С грехом пополам он может прочитать страничку-другую и со словариком сделать малограмотный перевод. А ведь мы общаемся с зарубежным миром. И чем дальше, тем больше. Иностранцы едут к нам, а мы к ним. Ученик нашей школы в совершенстве должен владеть каким-нибудь языком. Читать, писать, говорить… И не в десятом классе, а значительно раньше. Вы согласны?»
«Не спорю».
«Но как это сделать? Подумайте, Ирина Дементьевна. Это ваша область».
«Ввести преподавание с первого класса, — не задумываясь ответила она. — В этом возрасте дети легко и быстро усваивают разговорный язык».
«Ну что ж. Согласен. Мысль очень верная. Но как быть с остальными? Если мы введем иностранный язык с первого класса, как быть сейчас со старшими? Отменить?.. Давайте отменим!»

* * *

— Организовать при школе детский сад… Для вас это выход из положения, а для них — практика.
— Да разве это возможно! Что вы, что вы, Константин Семенович!
— А почему невозможно? «Глаза боятся, а руки делают», — знаете такую пословицу? Попробуем взвесить наши возможности… Небольшую комнату внизу мы найдем. Фабрика-кухня своя. Днем с детьми будут две, а то и три нянечки. Штатные единицы у нас есть, а ведь мы вводим самообслуживание. После уроков девочки будут сами заниматься с детьми. Нет, по-моему, они очень хорошо придумали. Только вам следует организовать всё это… Как там полагается в детских садиках? Пускай школьницы выделят из своей среды весь штат: заведующую, воспитателей, нянь. Пускай почитают литературу, подготовятся, пока еще есть время. Хорошо, если няни и воспитатели детского сада будут меняться: по сменам или по месяцам… Не знаю. Подумайте сами. Для них это не только серьезная игра, но и практика, а для кого-то, может быть, и профессия в будущем.
Девочки слушали нового директора затаив дыхание. Детский сад при школе! И они не только какие-то шефы… Они сами будут ухаживать, воспитывать, играть с детьми…
[Ну, конечно, только девочки! - Примечание Майоровой]

* * *

— ...С первых шагов начинайте записывать все случаи нарушения и какие меры вами приняты. По вечерам будете докладывать мне. А как вы назовете — «Дневник нарушений», «Журнал нарушений», летопись, сводка, — это уж ваше дело.
Клим уже думал о другом. В его воображении складывался общий план работы: где поставить посты, куда направить патруль, будет ли это дежурство или лучше — вахта. Всё это надо было продумать, организовать, подобрать самых толковых ребят.
— Еще один совет, — сказал Константин Семенович в заключение. — Требуйте! Ваши требования должны выполняться беспрекословно. Но не перегибайте. Не требуйте невозможного. Будьте настойчивы, вежливы, точны, непреклонны, но не будьте бессмысленно жестоки, слишком придирчивы и неразумно упрямы. Ищите таких мер воздействия, чтобы о них знали и помнили не только виновники. Вы, если можно так выразиться, совесть школьного коллектива. Вы оберегаете честь нашей школы.

Вот только школьникам осталось швабры к задницам привязать. Дабы они в процессе ещё и подметали.
Tags: книги, школа
Subscribe

  • О дне космонавтики

    Меня сегодня дочь огорошила вопросом: а как празднуют день космонавтики? Сейчас — юбилей же, шестидесятилетие — они и на труде ракету клеили, и на…

  • О муже и супе

    Про писательницу Руфь Зернову прочитала уморительную историю: однажды она со своей матерью навещала старую приятельницу, вдову. У приятельницы в это…

  • Растим детей всем обществом

    Любопытная статья (англ.) о группе американских семей, решивших объединиться ради взаимопомощи в воспитании детей. Самоотчёты родителей и детей…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 123 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
ага.. мне все пеняли в школе, что я типа вот на хорошо учусь, а могла бы подтянуться до отличницы. Ленюсь только. Ага, ленюсь, а еще меня хронически травят одноклассники и дома бьют. О_о
Мой девиз: лени не существует, существует чувство самосохранения.

aurentina

4 years ago

maiorova

4 years ago

haamos

September 30 2016, 17:25:36 UTC 4 years ago Edited:  September 30 2016, 17:45:59 UTC

Приведенный отрывок отчасти напоминает Макаренко, но там была понятная ситуация: дети - беспризорники, кормить их нечем, самим есть тоже нечего, остается только припахать всех, кого поймаешь, к натуральному хозяйству.

А это вот - обычные домашние дети? Которых дома кормят и одевают? Еще они делают уроки, еще дома по хозяйству заняты, и еще после школы изволь вторую смену строителем на стадионе или нянечкой в детсаду отработать?
Ночью детку директорскую укачивать случаем не надо?

P.S.: И отдельно прекрасно вот это - "вы напрасно меня уговариваете. Я не собираюсь возражать".
Остап Бендер в полушаге от миллиона :))
/Ночью детку директорскую укачивать случаем не надо?/
Формулировочка двусмысленная. А швабрами не подметают :-)

maiorova

4 years ago

zhytie

4 years ago

maiorova

4 years ago

> Вы, если можно так выразиться, совесть школьного коллектива. Вы оберегаете честь нашей школы.
Любая херня, которую мы должны были делать, сопровождалась этой фразой. будь то субботник, конференция или стен-газета. Особенно напирали на честь школы, когда мы намывали оную перед визитом какой-нибудь проверяющей комиссии.
Кстати, любопытно, откуда это есть пошло... честь школы.

leomargaritych

4 years ago

мы разобрали крематорий
и строим новый детский сад
а крематорий дети сами
построят через сорок лет
Как хорошо... как правдиво сказано.

mariyakr

September 30 2016, 18:15:18 UTC 4 years ago Edited:  September 30 2016, 18:16:41 UTC

Вообще интересно и наводит на размышления, спасибо.
На самом деле читается на большом подъёме и позитиве.
А если рызмышлять, то по-разному :)
1. Когда и как эти дети учатся. И, главное, чему? Рабочим профессиям? Землекопы, маляры, строители, полицейские, нянечки? Или всё-таки физику и химию должны изучить в должном объёме?
2. Если иницитатива целиком исходит от учеников (фигурирует 16-тилетний), то почему б и не трудиться на благо школы, если очень хочется. Хотят копать, землю носить, разводить медведей - велкам.
3. Если школа в нищем регионе, есть нечего, работать некому, то тут думать об образовании и выпендриваться особо никогда, лишь бы насущные потребности обеспечить и все дыры в штате и обеспечении минимальными средствами закрыть.
4. Если кто-то не желает участвовать в душевном порыве инициативных из п.2, почему их должны обязывать участвовать?
5. Если все такие вдохновлённые и идейные, зачем нужны патрули и вахты?
6. Если школа из благополучного региона, а не из п.3, почему всё равно дети должны поддерживать идеологию эту же, а не выращивать на биологии растения, учиться проводить съёмку местности в рамках курса тригонометрии, например, смешивать цвета красок для стен на изо итп (если уж в прикладном аспекте рассматривать школьное обучение). Тупо копать поля картошки и красить парты малость бессмысленно.
7. Всегда всё упирается в человеческий фактор, и вот это красиво написанное в книге среди живых детей такого же энтузиазма 146%, что не вызовет. Даже в случае с п.3, потому что тогда им выгоднее на своё домохозяйство пахать, а не на школьное.
7. Какая цель вообще этого образования. Вся эта красивая метода, кстати, с должным количеством патрулей и дежурных будет гладенько функционировать, но исключительно с целью построения и поддержания тоталитарного общества, а не оьразовательного процесса.
8. Ну и отдельно мысль сдать на воспитание дошкольников детям лет 15 (если даже проигнорировать пассаж про то, что только девочки мечтают с восторгом стать нянечками) - не самая здравая вообще при любом раскладе, и автором её может быть только мужик. Идея хороша разве что в сравнении со всякими дикостями типа "младенцев оставляли с 7-летними няньками и слепыми бабками".
Весьма разумно написано, даже почитать приятно. В наше время это редкость.

Тут одна нелепая идея порождает другие нелепые попытки. Сначала придумывают держать детей в школе до старости, а потом думают, чем их занять. Вредна сама идея обязательного бесплатного среднего (а то и высшего) образования. Вмешательство в естественные товарно-денежные отношения порождает чудовищ.

mariyakr

4 years ago

ingenero

4 years ago

mariyakr

4 years ago

ingenero

4 years ago

aurentina

4 years ago

oldhippo

4 years ago

three_l1

4 years ago

ingenero

4 years ago

three_l1

4 years ago

ingenero

4 years ago

three_l1

4 years ago

oldhippo

4 years ago

ingenero

4 years ago

mariyakr

4 years ago

ingenero

4 years ago

family_prisoner

4 years ago

mariyakr

4 years ago

family_prisoner

4 years ago

mariyakr

4 years ago

family_prisoner

4 years ago

mariyakr

4 years ago

family_prisoner

4 years ago

steissd

4 years ago

steissd

4 years ago

ncuxuamp_pro

4 years ago

maiorova

4 years ago

steissd

4 years ago

maiorova

4 years ago

steissd

4 years ago

family_prisoner

4 years ago

steissd

4 years ago

genuine_elka

4 years ago

maiorova

4 years ago

genuine_elka

4 years ago

mona_silan

4 years ago

maiorova

4 years ago

family_prisoner

September 30 2016, 19:02:31 UTC 4 years ago Edited:  September 30 2016, 19:07:36 UTC

А это точно не юмор и не малонаучная фантастика о светлом будущем? Мне видится либо саркастический фельетон под названием "Производство - не детский сад!", где малолетние строители и заведующие эпично заваливают возложенную на них работу, либо какая-нибудь назидательная агитка для младшего и среднего школьного возраста - примерно из тех, где правильные советские школьники летят в космос и делают великие открытия.

Думаю, реально существовавшее воплощение сей экзальтированной фантазии выглядело куда скромнее и представляло собой всем известные УПК. И, сугубо имхо, эти самые УПК представляли собой все же несколько иное, чем трудовое воспитание а-ля Макаренко и Корчак, под вывеской коего в 90-е на учеников спихивали все, на что не было штатных сотрудников. На УПК школьники все же не просто занимались тупым трудом а получали какие-то реальные профнавыки, кои и оттачивали/применяли на производстве.

Ну, и далее, со всеми возможными извинениями, расшаркиванием и полным пониманием, что мое мнение может происходить от банального скудоумия и душевной тупости, все же предположу, что вариант Макаренко-Корчака - он не то, чтобы плохой. Он просто очень - внезапно! - коммунистический и оттого - совершенно не подходящий для нынешних дней. Оттого эта традиция в итоге и дала дуба (ну... в той же мере, как и от того, что иные зарвавшиеся начальники использовали детей на совершенно недетских работах и/или срывали на них свою злость под вывеской приучения к труду).

Имхо, все же очень о разном думали советские и нынешние педагоги когда представляли себе идеального выпускника школы и цели его пребывания в оной. Если советские стремились воспитать этакого простого трудового человека, который не боится никакой работы, то сейчас мысли все же о том, что цель школьника набрать как можно больше подготовки для того, чтобы на следующем этапе стартовать с как можно более высокой позиции. Поэтому и взгляды на помывку пола школьниками такие разные.

Еще раз прошу прощения, если сказала что-то глупое или аморальное.

PS Наверно, нужно еще упомянуть, что я не жила в Союзе и в школе училась уже после его распада, т.ч. на наличие реального опыта не претендую
Я тоже считаю текст экзальтированной фантазией, этаким имени поэта Цветика "и всё доступно уж, эхма, теперь для нашего ума". Но последователи находились.
"Подшефных малышей" нам навязали уже в старшей группе детсада - воспитательницам было куда удобнее спихнуть ясельную группу - не совсем малышей, лет двух - на шестилеток, и нянькайтесь, как хотите. Все при деле, благодать!
...лет через двадцать пять я впервые смогла думать о собственном ребёнке без панической дрожи в руках. И это ещё повезло, что обошлось без несчастных случаев, ну какие из нас были няньки.
А вот сейчас меня покачнуло на табуретке. Ощутимо так покачнуло.

0lenka

4 years ago

steissd

4 years ago

gerhard_stark

4 years ago

maiorova

4 years ago

gerhard_stark

4 years ago

У нас на днях девочка погибла на "картошке", попала под машину. Надеюсь, хоть сейчас спохватятся, что ребенок, вместо учебы, делал на картофельном поле, почему не обеспечили ТБ и пр. А толку-то. Не вернешь уже.
http://news.tut.by/society/514237.html
Господи, какой ужас. Земля пухом, бедный ребёнок.

hyaenae

4 years ago

meriadoc_1171

September 30 2016, 20:01:57 UTC 4 years ago Edited:  September 30 2016, 20:05:14 UTC

Конечно, только девочки! Мальчики уже ушли строить стадион :) Ну или охранять тех, кто по какой-то причине не хочет строить стадион или разводить голубей.
По результатам эксперимента половина школы поражена орнитозом, половина - скарлатиной от подшефной детворы. Здоровы лишь те, кто а) сидит, б) охраняет.

steissd

4 years ago

maiorova

4 years ago

steissd

4 years ago

palincheg

4 years ago

Как-то при таком раскладе смысл учиться, если школьник может почитать и пойти воспитывать детей, почитать и организовать пищевое производство, стадион и тп

Стадион-то пришкольный я могу ещё понять. Это делалось и делается. Но фабрика-кухня! Дядя Костя с дуба рухнул. На кактус. Галлюциногенный.

haamos

4 years ago

maiorova

4 years ago

haamos

4 years ago

malica_dee

4 years ago

омерзительно
Да там вся книга такая: http://maiorova.livejournal.com/53649.html
Вот так показной энтузиазм и дискредитирует хорошие идеи.
А я всегда считала, что энтузизизм - вреден.

rovenion

4 years ago

maiorova

4 years ago

rovenion

4 years ago

Ой, я не могу( Стройка, детский сад, огород, столовка, а учиться когда?
Такая подмена: то, что должно обеспечить государство дети сами себе должны обеспечивать и обязательно с песней. И чем раньше, тем лучше. Было бы классно, чтоб они сами себе колыбельку наколотили и собрали хлопок для пеленок еще до рождения.

Про иностранный язык вообще не поняла. "язык с первого класса? с первого! а старшие как? как? давайте отменим!" Какой-то сюжет и смысл как в Ералаше: пармпармпам-пам!

Журнал нарушений тоже атас. В моей школе был некий "чёрный журнал". Его никто не видел, потому что, подозреваю, его вообще не было. Но учителя им всегда пугали. Пугались тихие и послушные, нарушители продолжали нарушать. Но было очень страшно и неприятно до невроза быть на карандаше.
Так давняя же традиция. До революции этот журнал назывался кондуитом. Даже в классику детской литературы он попал — в «Кондуит и Швамбранию».

madam_prekrasna

4 years ago

steissd

4 years ago

maiorova

4 years ago

madam_prekrasna

4 years ago

нормально написано. если хочешь загубить ребенка - дай ему полную свободу и прекрати воспитывать и наказывать - пускай растет то что растет (плевать ведь?)

если перевести на современные реалии - труд во благо себя и общества, это в тысячу раз лучше и полезнее чем в айфон тупить.

правда, в мои времена (85г) все это дело приобрело совсем уж гротеск и тлен - мы собирали коробочки на продленке (для вафельных тортов) нам было по 10-12 и стержни вставляли для ручек. Но, тогда уже вся страна медленно деградировала, так что, что уж..
По-другому оно и не бывало. А найти в постиндустриальном обществе работу, подходящую для 12-летних детей, вообще затруднительно, так что это в любом случае будут коробочки и поломойство.

дима ...

4 years ago

mona_silan

4 years ago

skeily_ramires

4 years ago

mona_silan

4 years ago

maiorova

4 years ago

skeily_ramires

4 years ago

mona_silan

4 years ago

skeily_ramires

4 years ago

skeily_ramires

4 years ago

maiorova

4 years ago

skeily_ramires

4 years ago

koshka_na_krysh

4 years ago

maiorova

4 years ago

skeily_ramires

4 years ago

Сейчас глянул один из опусов этого самого тёзки Геринга — «Семнадцатилетние». До конца читать не стал, хватило двух первых страниц. Это не художественная литература, а сплошное политзанятие. Только не для военных, а для октябрят.
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • О дне космонавтики

    Меня сегодня дочь огорошила вопросом: а как празднуют день космонавтики? Сейчас — юбилей же, шестидесятилетие — они и на труде ракету клеили, и на…

  • О муже и супе

    Про писательницу Руфь Зернову прочитала уморительную историю: однажды она со своей матерью навещала старую приятельницу, вдову. У приятельницы в это…

  • Растим детей всем обществом

    Любопытная статья (англ.) о группе американских семей, решивших объединиться ради взаимопомощи в воспитании детей. Самоотчёты родителей и детей…