— Одна из величайших задач человечества — это победа над слепым материнским инстинктом. Понимание, что только коллективное воспитание детей специально отобранными и обученными людьми может создать человека нашего общества. Теперь нет почти безумной, как в древности, материнской любви. Каждая мать знает, что весь мир ласков к её ребёнку. Вот и исчезла инстинктивная любовь волчицы, возникшая из животного страха за своё детище.
— Я это понимаю, — сказала Низа, — но как-то умом.
— А я вся, до конца, чувствую, что величайшее счастье — доставлять радость другому существу — теперь доступно любому человеку любого возраста. То, что в прежних обществах было возможно лишь для родителей, бабушек и дедушек, а более всего для матерей… Зачем обязательно всё время быть с маленьким — ведь это тоже пережиток тех времён, когда женщины вынужденно вели узкую жизнь и не могли быть вместе со своими возлюбленными. А вы будете всегда вместе, пока любите…
— Не знаю, но подчас такое неистовое желание, чтобы рядом шло крохотное, похожее на него существо, что стискиваешь руки… И… нет, я ничего не знаю!..
— Есть остров Матерей — Ява. Там живут все, кто хочет сам воспитывать своего ребёнка.
И далее красавица Эвда признаётся:
Я выполнила долг каждой женщины с нормальным развитием и наследственностью — два ребёнка, не меньше.
Остров Матерей глубоко поразил моё детское воображение. Мне мерещилось какое-то гетто. Ведь если интернаты будущего так хороши и замечательны, дают такое всестороннее образование и так чудно взращивают, то справится ли со всеми этими задачами один человек - мать? Не будут ли её дети изгоями?
И самое интересное - почему остров Матерей, а не Отцов? И почему плодиться и разножаться вменяется в обязанность именно женщинам, не мужчинам?