Ольга Майорова (maiorova) wrote,
Ольга Майорова
maiorova

Category:

Get Me Out, эпилог

Эпилог

Есть захватывающий сорокатрёхсекундный документальный фильм о том, как тысячи клеток создают зародыш рыбки данио рерио. Это, возможно, самый пристальный взгляд на ранние этапы жизни, который удалось снять на видео. В цветной версии трепещущие вспышки зелёного, синего и алого рассыпаются зелёными пятнышками. Формируется шар, похожий на луну. В последние секунды некоторые точки в центре собираются в вытянутую букву S. Эта буква и есть эмбрион. Самое начало жизни выложено на Ю-Тубе.

Согласно декабрьскому журналу Science 2008 года, немецкие учёные создали этот кинофильм с помощью новейшего микроскопа, который позволяет запечатлевать клетки эмбриона без того, чтобы умерщвлять или вскрывать рыбку. Исследователи прокрутили плёнку назад, чтобы выяснить точно, из каких клеток развиваются какие органы и части тела. В первый день развития они насчитали 16000 зародышевых клеток. Есть ещё более длинный ролик, на 55 секунд, где на заднем плане звучит Двадцать пятая симфония Моцарта.

Вообще в сети масса короткометражных документальных лет о развитии плода. Один, например, демонстрирует процедуру ИКСИ, то есть вживления сперматозоида в яйцеклетку. Существует и немало домашних видео. Би-би-си предоставило несколько отрывков из передачи, посвящённое проблемам зачатия. Один клип представляет собой чередование кадров: то сперматозоиды стремятся к яйцеклетке по родовому каналу, то какая-то пара явно пытается зачать дитя: судорожно соприкасаются два живота. Половые органы изображаются только изнутри. Под тревожную музыку закадровый голос, похожий на известного телеведущего Дона Пардо, только с британским акцентом, произносит что-то вроде: «Внутри вагины сперматозоид сталкивается с первым из множества смертельных опасностей! Стенки женского влагалища покрыты кислотой… и спустя несколько минут они усеяны миллионами трупов сперматозоидов!»

Пройдёт совсем немного времени, и не останется образов, связанных с зачатием, беременностью и родоразрешением, которые будут доступны лишь фантазии. Когда дитя задаёт неотвратимый вопрос «откуда берутся дети?», ответом ему станут не хмыканье и мычание, а краткая экскурсия в Интернет. Как пишет БеттиЭнн Хольцман Кевлс в «Обнажённых до костей», наше общество сейчас – визуальное до мозга костей. Образы нагнетают атмосферу любопытства вокруг деторождения и обнадёживают (иногда неправомерно) тех, кто уже вступили на этот путь. Есть что-то поддерживающее в возможности видеть своими глазами все этапы процесса: это сплачивает, помогает ощущать себя хорошими родителями, и наконец – позволяет верить, что всё в порядке и будет в порядке. Если есть на то желание, отец и мать смогут выбрать желаемый из нескольких эмбрионов и следить через монитор за его ростом и развитием, ощущая неповторимый восторг, меж тем как беленькая запятая первого сердцебиения мигает на экране УЗИ. (Есть у этого явления и тёмная сторона – когда будущие родители тревожатся о незначительных мелочах).

Популярен сегодня и другой образ родительства, который не связан ни с диагностикой пороков развития, ни с мониторингом растущего плода, но ощутимо влияет на то, как мы представляем себе рождение детей. За последнее время вышла целая когорта фильмов, нередко – откровенных комедий, которые можно назвать ответом культуры на одержимость аудитории зачатием и родами. Так, в 2007 году вышли «Джуно» и «Немножко беременна» - кинокартины о незапланированной беременности. «Ой, мамочки», появившийся на экранах в 2008 году, - наверное, первая комедия о суррогатном материнстве. Одинокая карьеристка, потерпев неудачу с клиникой репродуктивного здоровья, нанимает в качестве суррогатной матери незрелую и легкомысленную девушку, которую приходится постоянно контролировать. Странная пара вступает в двадцать первый век – две женщины, поглощённые идеей выносить и родить своего ребёнка. Книга высмеивает бездушных врачей, сладкоречивых маркетологов из клиники и хиппующих инструкторш с курсов по беременности и родам.

Невольно вспоминается реклама сигарет «Вирджиния Слимс»: Вы долгий путь прошли, дитя… Ещё совсем недавно беременная актриса Люсиль Болл выдержала целую битву с администрацией телеканала и не только сохранила работу, но и включить в сериал «Я люблю Люси» эпизод родов. Правда, слово «беременная» не избежало когтей цензуры. Люси была в счастливом ожидании.

И как же далеко мы зашли. Мы смеёмся над собой и своими треволнениями – наверное, хороший признак. Но если «Ой, мамочки» - фиксация современного состояния умов, то нам явно не удалось пока понять, какого финала заслуживает эта история. Картина заканчивается неожиданной беременностью обеих женщин. Никакое суррогатное материнство не понадобилось. Конец счастливый, но несколько старомодный. Очевидно, Голливуд решил, и логично, что публика пока не готова к суррогатной беременности на экране.

Когда «Нью-Йорк Мэгэзин» 30 ноября вышел с историей суррогатного материнства на обложке, многие читатели были в ярости. В редактуру посыпались письма с жалобами на журналистку, описавшую, в какой «настоящей эйфории» она, биологическая мама, была от того, что «сурмама» толстеет и становится менее подвижной, а ей самой можно сплавляться по бурной реке на плоту и пить коктейли. Особенно возмутило аудиторию собственно фото на обложке: модно одетая, стройная биомама и простушка суррогатная мама, одетая кое-как. Суррогатное родительство как сейчас, так и, наверное, всегда будет прерогативой богатых женщин, способных оплачивать аренду матки какой-нибудь бедной женщины. По всей видимости, у нас нет желания читать эту историю или смотреть иллюстрации к ней – если, конечно, её не подадут под соусом комедии и не пристегнут к ней удовлетворяющую всех концовку.

Как женщины и мужчины решают обзавестись ребёнком, как говорят о беременности – эти обсуждения не только выявляют определённую сторону нравов общества, но и отражают состояние науки. Болеутоляющие средства использовались годами, прежде чем общество признало, что их допустимо применять в родах. Искусственное оплодотворение было распространённой процедурой задолго до того, как о нём заговорили открыто, превратив его во всемирную индустрию. А сколько ещё чудес впереди – чудес, которых мы не можем и вообразить, или, лучше сказать, не сможем никогда принять. Как ни странно это звучит, основу для будущего деторождения создают учёные, но именно мы, общество, возводим на этом фундаменте здание, которое будет зависеть от наших представлений о семье, о женщинах, о сексуальности. Законность придёт следующей, ведь без регулирующей функции невозможно никакое дело. Этика подчинится требованиям текущего дня – уже сейчас на эту тему пишут многие эксперты. Но все эти правила, утверждённые ли правоохранительной системой, внедрённые ли экспертными комиссиями, будут изменяться и подстраиваться под состояние общества, блуждающего в лабиринте человеческого размножения.

Каждое поколение, начиная с первых женщин, испытавших то, что потом назовут последствиями Евина греха, ощущает себя несколько перегруженным множественностью выбора и количеством советов. Но, хотя смущение и является естественной реакцией, четыре прогноза на репродуктивное будущее человечества я считаю неоспоримыми:

1) резкое расширение возможности выбора приведёт к увеличению нагрузки на будущих родителей.
2) Наши дети, и их дети, и дети их детей будут получать всё улучшающиеся и улучшающиеся внутриутробные изображения своих детей от зиготы до новорожденного.
3) Когда всё уже сказано и сделано, вне зависимости от того, как отлажен процесс деторождения, мы будем пытаться улучшить ситуацию, которую сделать идеальной вряд ли возможно. Деторождение всегда будет подносить сюрпризы, дурные и хорошие.
4) Беременность и роды, при каких бы обстоятельствах вы ни пережили этот опыт, - одно из тех приключений, которое, стоит вам завершить его, как оказывается, что всё только начинается.
Tags: get me out
Subscribe

  • Почему именно средние века?

    Меня всегда интересовал вопрос: почему так называемые миры фэнтези чаще всего безвылазно и безнадёжно сидят в феодализме? Князья, короли, маги и…

  • Музыкой навеяло

    - Бесстыжие, ишшо и целуются. - Няня. кто это? - А кто ж как не актеры. Какой же хороший человек будет такими делами заниматься? Любишь - ну и люби…

  • Ничего не понимаю

    А объясните мне, пожалуйста, в чём смысл дурной современной моды с любимыми людьми обязательно жить? Мне это непонятно и, что характерно, не было…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments