А меня потрясли мимоходом сказанные слова о menage a trois, сложившемся в семье Шалыгиной:
Наш союз стал итогом номера. Мы придумали ответ женщин патриархальному миру. Предложили украинским и российским женщинам объединяться при помощи мужчины, который не разделяет женщин, а, наоборот, становится посредником дружбы и любви.
И первое же, что я подумала: ну опять двадцать пять за рыбу деньги. Патриархальный мир спускает сверху указания: "не замечать" откосов от супружеской верности, затем - быть "великодушной", "позволять супругу шалости на стороне" и наконец - по мере способностей в них участвовать. Видимо, чтобы следить, надел ли суженый изделие номер два, или дать касатику самоутвердиться в роли сутенёра. Причём прикрывается это высокими словами: во имя священных уз брака, ради детей, ради любви, ради святости семейного очага, и тому подобное. Омерзившись лицемерием патриархального мира, женщина обращается к бунту, и первое же, что подсказывают ей соратники - это давай-ка, дорогая, подвигайся в кровати! Теперь уже во имя единства России и Украины. Можно подумать, общий поход новоявленных совместителей в КВД прямо-таки сблизит две страны... Да, цели разные. Но поведение-то ничем не отличается.
Ещё соображение. Что мы помним о Рахметове: его программу, его интересы, авторов, которых он читал, его политическое кредо? Отнюдь! То, что бедняга спал на гвоздях. Не имея притом ни малейшего представления о системе йогов, об индийской философии, о религии. Вся тончайшая культуральная подоплёка спанья на гвоздях осталась для него невидима, он воспринял тупо форму - и чуть не погиб.
Равным образом то радикальное, что приходится слышать и видеть, не предполагает никаких радикальных перемен в обществе. Скорее наоборот, предписывается уяснить, что никакие положительные сдвиги невозможны по определению, ибо всё похоронила под собой треклятая система, и всё, что делается внутри неё, нечувствительно оказывается ей же на пользу. Единственные радикальные перемены, которые радикализм "левее стенки" может на данный момент предложить, производятся с собственным телом. Откажись от деторождения - сексуального выбора - одежды - сна - жратвы, отрежь себе волосы-палец- матку, сшей себе губы, прибей себя гвоздём, засунь в себя книгу, шаркай девятимесячным голым животом по грязному полу, и главное - знай, что это ничего не изменит.