Ольга Майорова (maiorova) wrote,
Ольга Майорова
maiorova

Categories:

Get Me Out, одиннадцатая глава, вторая часть

Задолго до веб-сайтов, видеозаписей и ассоциаций вольнорожающих, существовала мать, которая произвела семерых из девяти своих детей без малейшей помощи извне. В 1950-е годы Пэт Картер из Тайтусвилля, штат Флорида отказалась от врачей и акушерок полностью. «Рожать легко — говаривала она, - если вес не слишком большой. Кроме того, виски помогает расслабиться». Согласно радиорепортажу от 20 августа 1956 года, «миссис Эллерби Картер выпила несколько алкогольных коктейлей и абсолютно самостоятельно разрешилась седьмым ребёнком сегодня в 1.20 пополуночи. В десять утра она приступила к работе в принадлежащей её мужу конторе по торговле недвижимостью. Младенец весом шесть фунтов висел в перевязи у неё на бедре».

Картер пригласила репортёра с тем расчётом, что попадание в новости штата поддержит Лигу Освобождённых женщин, основанный на довольно путаной идеологии крестовый поход против медицины, который она основала и возглавляла. Фактически, вся организация состояла из одной Картер, и единственной своей деятельностью полагала выдачу диплома каждой женщине, которая сообщала о том, что родила без медицинской помощи. Текст диплома гласил:

Сей документ вручается, исходя из того, что такая-то выбрала (и по своему выбору сделала) — выносила и родила ребёнка без присутствия врача, медицинской сестры или повитухи, что с очевидностью показывает свободы от суеверия, повсеместно бытующего в нашем Веке и Обществе, а именно: что присутствие профессионального принимателя родов есть дело необходимое и желательное даже в тех случаях, когда Мать не страдает никаким телесным или душевным заболеванием и не имеет никаких изъянов и диспропорций. А также ИСХОДЯ ИЗ ТОГО, что тем самым она избежала правил, регуляций, ограничений и унижений, ныне распространяемых на всех женщин в родах, согласно господствующим ошибаям касательно родов.

По-видимому, миссис Картер под ошибаями подразумевала обычаи [в оригинале опечатка mares=mores]

Неизвестно, получила ли какая-нибудь родильница этот странный сертификат ранее 1956 года до э.и. [эры интернета], когда, по понятным причинам, распространить новость было нелегким делом. История родов Пат наделала много шума в местной прессе, и она даже попала на страницы журнала «Лук», где в числе прочего заявила, что соседи «держат её за дурёху, а я не дурёха, я о-го-го». По иронии судьбы, в том же выпуске было интервью и фотография на обложке актрисы Дженет Ли, недавно разрешившейся от бремени. На вопрос, как прошли роды, молодая мать ответила: «так помутилось в голове — ничего не помню, как они прошли...»

Пэт Картер самостоятельно издала 370-страничный манифест, озаглавленный «Приди легко, о милая Люсинда». В этом беспрецедентном произведении представлена концепция эвтагенезиса, от греческих слов ευ — хороший, достойный, и γενες — род. Поскольку термин «евгеника» уже использовался, Картер прибавила частицу «та», которая не означает ничего. [Примечание: как сообщает историк из Йеля Дэниел Кевлс в своём исследовании «Во имя евгеники», термин «евгенический» введён Фрэнсисом Гальтоном в значении «породистый, хороший при рождении». Однако «с первой половины ХХ столетия евгенические цели достигались с помощью ложной интерпретации данных новой науки генетики, тем самым приводя к жестоким, угнетающим и, как при правлении нацистов, варварским результатам».] Или, как определяла евгенику сама Картер, «это что-то такое снобистское, вроде как выводить искусственно важных дам и господ с IQ больше трёхсот баллов». Нет ничего удивительного в том, что новый метод деторождения с невыговариваемым названием не стал сенсацией и не обрёл волну последовательниц. Это же язык сломаешь — эвтагенезис. Трудное слово не попало в словари, да и Гугл с трудом его находит. Если вы забьёте в строку поиска «эвтагенезис», поисковик переспросит вас:

- Вы имели в виду «эвтаназия»?

Картер расцветила свой опус самыми неожиданными и трудновыполнимыми советами. Например, она предлагала женщинам, ждущим ребёнка, голодать, дабы предотвратить «вспучивание», иначе именуемое беременным животом. Также рекомендовалось курить, пить алкоголь и с помощью особой диеты снизить содержание кальция в скелете плода, чтобы мягкие косточки легко деформировались и проскользнули в родовые пути без затруднений для роженицы. [Этот совет может показаться шокирующим, но множество беременных в то время сидели на очень строгих диетах, не только ради здоровья будущего дитяти, но и ради стройности. «У молодой женщины, не имеющей ни недовеса, ни перевеса фигура после беременности должна не ухудшиться, а наоборот — улучшиться, разъяснял в журнале McCall's врач из Гарварда Ф. Стэр. Статья, вышедшая в марте 1956 года, называлась «Если вы едите за двоих»]. Для той же цели Картер предложила беременным корсеты на косточках. Цитируя дословно, «ШНУРУЙТЕСЬ, ШНУРУЙТЕСЬ, это как следует придержит маленького мерзавца».

Как и некоторые вольнорожающие современности, Пэт Картер давала советы по самостоятельному принятию родов. О перерезании пуповины она написала всего одну фразу: «Любой, кто может завязать шнурки, справится с этой работой». Рекомендовалось не смывать с новорождённого амниотические оболочки, потому что, якобы, они предотвращают опрелости. Что касается последа, Картер подчёркивает: «послед мягкий и бесформенный, просто хорошенько потужьтесь, и он вывалится. Шлёп, и всё тут». [Примечание: из буквального значения латинского слова «плацента» - пирог Картер выводила, что древние римляне запекали плаценту в пирожки. Некоторые современные вольнорожающие плаценту хоронят. Вообще «детское место» имеет свою историю, иногда зловещую, и свои особые атрибуты. В «Истории деторождения» французского учёного Жака Жели [Jacques Gelis] сообщается о старинном обряде: натирании личика новорождённого плацентой. Якобы это должно улучшать цвет лица. Инсинуации Картер также указывают нам, что во времена оны детское место считалось наделённым особыми силами плодородия, целебным для бесплодных супружеских пар. Согласно Жели, несколько сот лет, ещё с XVI столетия европейские исследователи описывали у различных народов обычай плацентофагии, то есть поедания плаценты. См. Jacques Gelis, History of Childbirth: Fertility, Pregnancy and Birth in Early Modern Europe (Boston: Northeastern University Press, 1991)].

В наши дни вольнорожающие любят повторять, что роды — сугубо природный акт, и большинство млекопитающих с ними вполне справляются. Кошки, как и некоторые другие животные, предпочитают рожать в одиночестве. Однако многие млекопитающие любят в родах компанию. Например, мыши предпочитают при родах находиться среди других мышей. Дельфинихи снуют вокруг своей рожающей подруги и поддерживают только что появившегося дельфинёнка на поверхности воды, чтобы он мог сделать первый вдох. Стадо слонов собирается вокруг слонихи, которая готовится родить, и качаются вместе с нею из стороны в сторону. Они и утешают её, и охраняют от опасных хищников. Когда начинаются потуги, слониха-подруга помогает малышу, весящему 250 фунтов, выбраться из родовых путей. Заем другая самка складывает на земле амниотические оболочки, устраивая слонёнку удобную подушечку. Птицы-отцы кормят птенцов... Но самые лучшие помощники — самцы орангутанга. Когда головка детёныша начинает прорезаться, орангутанг-папаша прикладывает мясистые губы к макушке своего отпрыска и, как вакуум-экстрактор, втягивает его на свет Божий.

На человеческий взгляд все эти роды проходят легко и удобно. «Роды приматов при наблюдении не кажутся особенно трудными», - пишет гарвардский антрополог Питер Эллсон в своей восхитительно интересной книге «К вопросу плодородия». «Самка может ходить туда-сюда, часто менять позы, но рожает обычно сидя на корточках, без посторонней помощи, часто отделяя плаценту самостоятельно — просто выдёргивая её за пуповину или позволяя выпасть естественным образом в процессе ходьбы».

Tags: get me out
Subscribe

  • В день рождения деда вспоминаю о нём...

    ... и, как водится, лезет в голову всяческая чепуха. Например, как он у нас в Саранске пропал. Ехали мы в Самару (тогда ещё Куйбышев назывался…

  • Годовщина

    Сегодня, двадцать девятого августа 2020 года, моему деду Юрию Герасимовичу Колесникову исполнилось бы девяносто лет. В этой фразе главное слово —…

  • О графе Монте-Кристо

    Перед смертью мой дед читал одну и ту же книгу. "Графа Монте-Кристо". Десять раз, двадцать, закончит второй том и опять берёт первый. Как…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 27 comments

  • В день рождения деда вспоминаю о нём...

    ... и, как водится, лезет в голову всяческая чепуха. Например, как он у нас в Саранске пропал. Ехали мы в Самару (тогда ещё Куйбышев назывался…

  • Годовщина

    Сегодня, двадцать девятого августа 2020 года, моему деду Юрию Герасимовичу Колесникову исполнилось бы девяносто лет. В этой фразе главное слово —…

  • О графе Монте-Кристо

    Перед смертью мой дед читал одну и ту же книгу. "Графа Монте-Кристо". Десять раз, двадцать, закончит второй том и опять берёт первый. Как…