Ольга Майорова (maiorova) wrote,
Ольга Майорова
maiorova

Categories:

Советский кинематограф: женщины о женщинах

Сразу оговорюсь: кинокритикессой себя не считаю и, более того, осознаю, что вкусы имею вполне обывательские. На изысканность не претендую, список носит не столько рекомендательный, сколько ознакомительный характер. Женская тема на советских экранах, поднятая самими же женщинами.

1. "Евдокия" Татьяны Лиозновой, 1961 год.

Всем, всем, всем. Даже тем, кто прочли повесть Веры Пановой, которая легла в основу сценария. Да, кино старое, и раскрашивать его не станут, как "Семнадцать мгновений весны", и Голливуд ремейк не снимет. Да, местами он может шокировать современную зрительницу, например, сцена испытания маленького Паши в суде, где он должен выбрать между родной матерью и приёмной. Но... не хочу писать банальное про цельность и неподдельность. Вот, кстати, нашу речь этот фильм обогатил смелым уподоблением.





2. "Крылья" Ларисы Шепитько, 1966 год.

Неоднократно приходится слышать, что эта картина была скорее проходная, своего рода передышка на пути к гениальному "Восхождению". Всё слишком по-советски, слишком затянуто, ну, Евстигнеев здорово в эпизоде сыграл... Не классика, в общем. Мелкотемье. Два дня из жизни директрисы заштатной путяги. Да, было время, когда эта дюжинная, стареющая особа летала в эскадрилье "ночных ведьм", но что называется, вспомнила баба, как девкой была. Одним словом, смотреть нечего. Вот тот случай, когда лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Виды провинциального городка в безжалостной документальной манере, над аэродромом пляшущие золотистые пылинки (почему они золотистые, плёнка же чёрно-белая?!), магнетическая Майя Булгакова в главной роли. Невыносимая горечь в общем-то удавшейся судьбы. В фильмах Л.Е. Шепитько есть всё, зачем мы смотрим фильмы Лени Рифеншталь, с исключением рифеншталевской же неприемлемой и блевотной идеологии. Всё и кое-что ещё.



3. "Долгие проводы" Киры Муратовой, 1971 год

Без этого имени любой список будет неполон. С удивлением, кстати, узнала, что мать Муратовой работала врачом в родильном доме и написала несколько пособий по уходу за малышами. Это ведь у Сократа мать была повитуха, и он называл свой метод майевтикой, повивальным искусством... Какие философские глубины можно отыскать в этой мещанской мелодраме об истероидной, эгоцентричной матери и сыне, стремящемся прочь из родимого болота?

— И меня здесь похоронишь, запомни!
— Хорошо, похороню...
— Саша!!




4. "Пацаны" Динары Асановой, 1983 год.

Понимаю, что под титулом "женщины о женщинах" название "Пацаны" выглядит несколько комично. Однако поясню свою мысль. Да, у советской подростковой девиантности была ярко выраженная гендерная специфика - мужская. Да, основная линия противостояния: это воспитатель Паша в безупречном исполнении Приёмыхова, наш советский Аттикус Финч, и тринадцатилетний Вова - кстати, куда потом делся актёр Андрей Зыков? Но отменно прозрачным намёком в фильме прозвучала и запретная на тот момент тема сексуального насилия в семьях. Ребёнком я этих "Пацанов" смотрела раз десять, по малолетству и наивности - не понимала, а осознала только во взрослом состоянии, читая сценарий Ю. Клепикова. Маргарите, сестре Вовы, отец-забулдыга отрезает косу, и девочка пытается покончить самоубийством. А ведь издревле девичья коса символизировала невинность, остричь означало обесчестить! Делается не по себе.



5. "Муж и дочь Тамары Александровны" Ольги Наруцкой, 1988 год.

Эту трагикомедию можно охарактеризовать как "Женщины о женщинах". Сценарий Надежды Кожушаной, у которой каждая работа - прорыв в неведомые сферы, режиссура О. Наруцкой, а в ролях матери и дочери - соответственно Валентина Малявина и Анна Баженова. Тоже, кстати, куда пропала? Сюжет фантасмагорический и в то же время естественный, как приход весны. Так и слышишь, как зрители, расходясь, переговариваются: О, у наших соседей такое же было! Я бы "Мужа и дочь Тамары Александровны" с удовольствием показывала на психфаке, лучше всякого семинара раскрывает тему родительского сценария. И дом под снос как аллегория нашего Отечества. Отечество разваливается, материнство остаётся.


Tags: кинище
Subscribe

  • О «Подписных изданиях»

    После долгого перерыва зашла в «Подписные издания» на Литейном: Господи, как же там всё переменилось-то! Были два этажа размером с хорошие спортзалы.…

  • (no subject)

    Апатия такая, что скоро уже начну фотографировать из окошка закаты и публиковать в ЖЖ. Сегодня, кстати, и закат давали отменный — багровый, полосками…

  • Свежесть андерграунда

    А я ведь вчера ходила -- охти мне, чуть не написала «на экскурсию», а на самом деле молодые участницы и участники объединения artofintrovert…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 76 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • О «Подписных изданиях»

    После долгого перерыва зашла в «Подписные издания» на Литейном: Господи, как же там всё переменилось-то! Были два этажа размером с хорошие спортзалы.…

  • (no subject)

    Апатия такая, что скоро уже начну фотографировать из окошка закаты и публиковать в ЖЖ. Сегодня, кстати, и закат давали отменный — багровый, полосками…

  • Свежесть андерграунда

    А я ведь вчера ходила -- охти мне, чуть не написала «на экскурсию», а на самом деле молодые участницы и участники объединения artofintrovert…