Ольга Майорова (maiorova) wrote,
Ольга Майорова
maiorova

Categories:

Get Me Out, восьмая глава, вторая часть

Но была у Элизабет Бинг, этой госпожи Сознательность-и-подготовленность, одна тайна, которую она редко открывала даже самым преданным ученицам. После многих лет агитации за подготовленные роды, за сильных и информированных матерей, сама основательница движения рожала настолько не естественно, насколько это только возможно. Спустя пятьдесят лет после рождения сына Бинг призналась: «Я получила всё, против чего бунтовала». Легко представить, какие угрызения совести испытывали роженицы, обучавшиеся по Ламазу, после того как, не сумев вынести родовые муки, просили анестезию. Но если говорить об их наставнице, кажется, она уступила врачам без особого страха и волнения. «Мне пришлось тогда потрудиться,» - с усмешкой вспоминала Бинг. Её обезболили веселящим газом и к тому же сделали эпидуральную анестезию всего лишь потому, что она докучала врачу. Насколько Элизабет Бинг помнит историю своих родов — а запомнилось ей немного — медицинский персонал замешкался с извлечением младенца из родовых путей, и роженица взволнованно повторяла: «Что с ним? Что с моим ребёнком?» Наконец врач возмутился, сказал, что не может сосредоточиться из-за этого кудахтанья, дал пациентке наркоз и добавил на прощание, что, обучая, как правильно рожать, она сама могла бы родить и получше. «Я видела достаточно родов, чтобы сознавать, что подобное может случиться,» - заключала Бинг, - «но для себя самой я на это не рассчитывала»...

Но, как ни назови новую методику родовспоможения: естественными ли родами, подготовленными ли, ламазовскими ли — немногие женщины за пределами тесного кружка единомышленниц обсуждали её, пока в 1947 году не появилась книга Грентли Дик-Рида «Роды без страха». Эффект этой книги и лекционного тура, сопровождавшего её выход, был подобен эффекту разорвавшейся бомбы. Выводы, над которыми добродушно подтрунивали медицинские круги, внезапно вышли на первые полосы газет.

Центральная ассоциация материнства, организация обучения методикам облегчения родов, основанная в Нью-Йорке, спонсировала поездку Дик-Рида по Америке и организовала широкую маркетинговую кампанию, обеспечившую его успех. Прессу забросали книгами Дик-Рида, и пресса сдалась под этим напором. «Ассоциация хотела дать понять, что мы имеем дело не с новым Куэ [Примечание: Эмиль Куэ — психолог начала XX века, разработавший метод психотерапии, основанный на самовнушении и позитивном мышлении], а выдающегося учёного, с проницательным умом, который стяжал интерес и похвалы со стороны известнейших акушеров и приглашён в США не кем иным, как Центральной ассоциацией материнства», - гласила одна из внутренних рецензий на книгу. На первой лекции Дик-Рида, вечером 19 января 1947 года присутствовало 369 американских акушеров. Другие 360 профессионалов пришли на вторую лекцию в нью-йоркскую больницу Ленокс Хилл.

Лучшего времени выбрать было нельзя. Дик-Рид прибыл в Америку, когда акушерки, матери и даже некоторые профессиональные врачи напряжённо ждали перемен. «Роды без страха» попали в цель, и небольшая, но заметная группа рассерженных женщин, которые считали общепринятое родовспоможение слишком медикализированным, слишком навязчивым и, более того, опасным, приняли его как руководство к действию. Акушерки беспокоились, что теряют клиентуру: в отличие от Англии, где на акушерскую специальность активно обучали медицинских сестёр, американские врачи вознамерились полностью вытеснить акушерок с поля деятельности.

Тем не менее, во многих аспектах Грентли Дик-Рид - не самый лучший отец для идеи естественных родов. Он был эгоцентриком и мужским шовинистом, лишённым всякой терпимости по отношению к скептикам. Он был глубоко религиозен и верил, что роды происходят при непосредственном вмешательстве свыше. Он даже не являлся сертифицированным акушером. Но его детищем стал глобальный феномен «естественного деторождения». Уж кем-кем, а гением маркетинга он точно оказался. «Роды без страха», вышедшие в 1942 году, стали бестселлером. Дик-Рид поместил своё имя даже на бельё для беременных, представлявшее собой лифчик в комплекте с громадных размеров панталонами на сложно устроенных подтяжках. Утверждалось, что это бельё поддерживает растущую грудь и живот. На вид оно скорее напоминало курьёз из кунсткамеры, чем нижнюю одежду.

Как и на родине, в Англии, в Соединённых Штатах Дик-Рида превозносили СМИ и носили на руках поклонницы, но коллеги глядели с подозрением. В Великобритании между Дик-Ридом и медицинским сообществом возникли такие распри, что ему пришлось переехать в Южную Африку, где он открыл собственный родильный дом. Кроме того, будущий автор «Родов без страха» оставил на родине жену и детей и женился на медсестре, которая поддерживала его идеи больше, чем первая супруга.

Ревностный христианин, Дик-Рид называл роды мистическим переживанием. И этот евангелический подход сыграл ему на руку: в середине пятидесятых в США наступило религиозное возрождение, христианские организации всячески пропагандировали естественные роды. Одна сторонница Дик-Рида, глубоко верующая женщина, напечатала книгу под заглавием «Естественные роды и христианская семья». В 1956 году Дик-Рид удостоился аудиенции самого Папы Римского и был награждён серебряной папской медалью.

Сегодня, когда автор «Родов без страха» считается героем и среди феминисток, уместно напомнить, что он уверял слушательниц и читательниц: «нормальная» женщина может найти настоящее счастье только в семье. Во время своего первого лекционного тура он вещал с кафедры, что Господь сотворил мужчин и женщин для разных целей. «Женщина создана в первую очередь для того, чтобы производить на свет детей... но к сожалению мы редко видим, что женщины гордятся этим восхитительным даром так, как должны бы гордиться». Дик-Рид верил, что самим Богом заповедано, что роды должны быть безболезненными, или, если цитировать дословно:

В детстве вы были увлечены своими куклами, шитьём, игрой; с приходом отрочества сознание ваше раскрылось навстречу новым впечатлениям, вы убедились в могуществе своей красоты. Таинственные волны этих удивительных, мощных переживаний накрывают вас с головой от двенадцати-тринадцати лет... возможно, до двадцати... Затем, приходит время, и они становятся вашим единственным уделом. Вы встречаете настоящую любовь, и в естественной, глубинной последовательности, которую вы можете не осознавать или воспринимать в терминах амбиций и красоты, вы приходите к созреванию, затем — к супружеству, затем — к беременности и, если вы духовно здоровы, беспечно и счастливо мечтаете о своём будущем дитяти, видя и ощущая, как оно созревает. Полнота ваших ожиданий понятна и вам, и ему. Вы чувствуете инстинктивную близость к самому Творцу... И вдруг все милосердные божества, которые вели вас по этой дороге, отворачиваются от вас со словами: «А теперь наступит ад!» Что за вздор, не может быть такого...»

Дик-Рид был фанатично убеждён, что на реакцию влияет не столько само событие, сколько его восприятие. Другими словами, если вы считаете роды страшными, то ваше тело будет напряжено, и все страхи тем самым сбудутся. Коллег раздражало не то, о чём дискутировал Дик-Рид — напротив, его мнение у многих находило поддержку — но то, как он дискутировал. Он писал так, будто является единственным гинекологом в мире, понимающим, как сознание влияет на организм, и единственным врачом, заботящимся о своих пациентках. А ведь были и другие гинекологи, пропагандировавшие аналогичные идеи. Правда, их книги бестселлерами не стали, и им не удалось найти путь к сердцам читательниц, в отличие от «Родов без страха».

Почитатели Дик-Рида создали посмертный образ заботливого, доброго врача. Но как же горько жаловался он на невротичных представительниц среднего класса, которые на схватках и потугах бессмысленно волнуются, тревожатся. Родовые муки — всего лишь женская иллюзия, утверждал Дик-Рид, ссылаясь на то, что животные производят потомство на свет безболезненно, и лишь человеческое существо испытывает страдания. От его внимания ускользало, что существуют очевидные физиологические различия между тазом четвероногого и тазом двуногого прямоходящего. Дик-Рид верил, что духовность и медитация вернут женщин высших классов к способности, которой низшие классы обладают по сей день: рожать легко и без мучений.

Ничто в Дик-Риде не вызывает большего возмущения, чем те обвинения, которые он предъявляет женщинам, испытывающим боли, которых, по его утверждению, попросту не существует. «Из этого бесценного дара [деторождения] исходит мощь материнской любви, которая формирует душу младенца, подобно тому, как материнское молоко формирует его тело,» - писал он. Невротичная женщина, и только она, во время родов страдает. Нормальная женщина разрешается легко. Если пациентка Дик-Рида переживала трудные роды, это считалось её виной как «эгоистичной, интровертированной особы».
Tags: get me out
Subscribe

  • В день рождения деда вспоминаю о нём...

    ... и, как водится, лезет в голову всяческая чепуха. Например, как он у нас в Саранске пропал. Ехали мы в Самару (тогда ещё Куйбышев назывался…

  • Годовщина

    Сегодня, двадцать девятого августа 2020 года, моему деду Юрию Герасимовичу Колесникову исполнилось бы девяносто лет. В этой фразе главное слово —…

  • О графе Монте-Кристо

    Перед смертью мой дед читал одну и ту же книгу. "Графа Монте-Кристо". Десять раз, двадцать, закончит второй том и опять берёт первый. Как…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments