Ольга Майорова (maiorova) wrote,
Ольга Майорова
maiorova

Categories:

Get Me Out, восьмая глава, начало

Глава 8. Это всё естественно

Элизабет Бинг, основательница общества Ламаз-Интернационал, рассказывала, что в конце пятидесятых убеждала свою подругу Марджори Кармел провезти в США контрабандой запрещённый французский фильм. Кармел съездила на каникулы в Париж и спрятала незаконный груз в багаже. На следующей неделе женщины организовали просмотр фильма на квартире Кармел в Верхнем Ист-Сайде.

То была документальная кинолента, развёрнуто изображающая женщину в естественных родах. Во Франции Naissance [Примечание: фр. - рождение] демонстрировали будущим мамам и папам как учебный фильм, с целью снять покров тайны с процесса родов и устранить страх неизвестности (героини фильма не производили впечатления жестоко страдающих и растерянных). Но Нью-Йорк — это был не Париж. В Нью-Йорке фильм Naissance считался абсолютно непристойным. Бинг впоследствии вспоминала, что кинозал «92 улица Y” на Манхэттене отверг все просьбы продемонстрировать документальную киноленту родительским курсам. Целый год женщины пробивали лбом бюрократическую стену и наконец убедили Медицинский центр «Маунтин-Синай» показать Naissance. [Примечание: Не впервые американцев раздражала кинозапись родов. В 1938 году Американским комитетом помощи материнству был снят фильм «Рождение младенца», причиной создания которого журнал «Лайф» назвал «высокую цель... уменьшить заболеваемость и смертность среди матерей и новорожденных». Врачам пришлось одобрить фильм, но широкая публика его так и не увидела. В отличие от Naissance, в “Рождении младенца” ребёнок появлялся из вороха простыней, которым была накрыта мать].

Для большинства женщин середины века роды были чем угодно, но не естественным процессом. Как подчёркивает историк Жаклин Вулф в своей книге «Избави меня от боли: Акушерская анестезия в Америке», женщины получали всевозможные антипсихотики и другие «оглушающие» лекарства, как-то: торазин, бензедрин, веселящий газ и демерол. Но Бинг и маленькая группка новаторок преисполнились решимости обратить вспять течение, которое началось с сумеречного сна. Уверенно шагая тропой, которую проложили европейские гуру естественных родов, они открывали американкам новый путь восприятия родов и родовспоможения. Это был не крестовый поход против врачей и медикаментов, или — по крайней мере, не только против них. Элизабет Бинг и её единомышленницы утверждали первенство психологии над фармакологией, несколько в духе фрейдистского психоанализа при лечении бесплодия. В качестве замены анестезии они предлагали активацию связей «сознание — тело». Они обучали беременных женщин дышать глубоко, в определённом ритме, что было частью стандартной программы аутотренинга и автоматического расслабления. В сущности, естественное деторождение до семидесятых годов не являлось восстанием, бунтом. Это было вполне логичное продолжение исследований того, как сознание может повлиять на телесные функции, или, по замечанию корреспондента «Вашингтон пост» в1949 году, «прогресса психосоматической медицины». Врачи выясняли, как психическое состояние влияет на возникновение и развитие астмы, язвы желудка, кожных заболеваний и так далее, прилагали достижения фрейдистского психоанализа к диагностике и лечению бесплодия... Почему же собственно деторождение должно стать исключением из общей практики?

Сторонницы Бинг считали, что естественные роды облегчают младенцу так называемую травму рождения. Мать, когда её сознание расслаблено, передаёт эту расслабленность новорождённому, закладывая основы его будущего эмоционального благополучия. Психиатры, со своей стороны, были убеждены, что младенец, появляющийся на свет у тревожной матери, имеет некую, эмоционально выражаясь, фору по отношению к ребёнку, которого силком протолкнули через родовые пути опьянённой наркотиками матери и отправили прямиком в отделение новорожденных. Всемирно известная психоаналитик Хелен Дойч призывала женщин рожать естественным образом - ради блага отпрысков. Гуру естественных родов Грентли Дик-Рид обронил однажды: «Счастливое родоразрешение — самый насущный фактор построения прогрессивного, целеустремленного и тактичного общества. Поможем людям осознать, что роды должны быть естественными... и дети наши будут более здоровыми, более способными к физическому и интеллектуальному самоконтролю».

Усвоив вульгарно-фрейдистское мировоззрение, некоторые проповедники естественных родов предупреждали: ваши бессознательные страхи во время схваток и потуг могут материализоваться и повлиять на ваше восприятие процесса родов, а то в свою очередь окажет влияние на психику новорожденного. Иными словами, они полагали, что женщины, испытывающие боль во время родов, на деле реализуют собственные травмы раннего детства, или отношений с собственной матерью, или чувства к нерождённому младенцу. Если вы из женщин, излишне привязанных к плоду чрева своего, «как к части собственного тела», - утверждали психоаналитики — рождение младенца будет вызывать у вас такой же ужас, как ампутация конечности. Или, скажем, у вас были трудности с приучением к горшку, потому, что вы боялись потерять контроль над своим телом. Роды неминуемо актуализируют эти бессознательные тревоги.

В то время как каждый новоявленный гуру предлагал собственный уникальный вариант естественных родов, подоплёка у всех учений была одинаковая: тревога вызывает мышечное напряжение, а мышечное напряжение усиливает боль. Кто-то предлагал женщинам навыки расслабления через физические упражнения, кто-то — через медитацию, кто-то — через молитву. Гинеколог из Беверли-Хиллз агитировал за гипноз, другой врач предлагал целый комплекс упражнений для расслабления шейки матки и мышц влагалища, причём от беременных требовалось практиковать этот комплекс во время рутинных акушерских осмотров. «Напряжённая женщина,» - резюмировал Грентли Дик-Рид, - «закрывает перед ребёнком двери в жизнь».

Ещё одной точкой зрения, популярной среди браминов естественного родоразрешения, была связь того, как справляется женщина с беременностью и родами с тем, какой она станет матерью. Если женщина находится в полном сознании во время родов и немедленно взяла ребёнка на руки, то и сил создать здоровые, поддерживающие отношения в семье у неё точно хватит. И наоборот, если вы не справились с родами, то и материнства адекватного у вас не получится. Такого рода замечания рассеяны там и сям в медицинских журналах, что не означает их повсеместного распространения, но указывает: в среде экспертов такие взгляды обсуждались.

В какой-то мере прогресс медицины стал катализатором движения за естественные роды. Женщины были уже не готовы к вечной благодарности врачам, что в живых остались. Они хотели совершенствовать свой материнский опыт. Бинг и другие женщины-первопроходцы, предъявлявшие медикам заказ на естественное родоразрешение, были из той когорты, которая могла и в Европу съездить, чтобы родить в клинике самого Ламаза, а могла и на месте потребовать у врачей, чтобы дитя приняли именно так, как того хочет мать. Марджори Кармел рожала в Париже, как несколько десятилетий назад Шарлотта Кармоди поехала за сумеречным сном в Германию.

Но прежде чем отважные американки вышли на сцену, два француза-акушера, Фердинанд Ламаз и Пьер Веллэ популяризировали дыхательную технику, призванную облегчить родовые муки, и сняли фильм Naissance с тем, чтобы доказать — техника эта работает. Что характерно, сам Ламаз не называл свою методику ламазовской, это название придумали в США. Более того, то не была сугубо его техника. Фактически Ламаз ничего общего с Элизабет Бинг не имел, кроме одного: она ввела его фамилию в американский словарь. Во время единственного обеда, в котором Бинг, Кармел и Ламаз сидели за одним столом, француз обеих американок всецело игнорировал и общался только с одним соседом: акушером-мужчиной. Тем не менее Кармел буквально боготворила Ламаза и даже книгу свою озаглавила: «Спасибо вам, доктор Ламаз».
Ламаз и Веллэ адаптировали к европейским условиям дыхательную технику, изобретённую русскими акушерами. Методологической базой этих последних была теория Ивана Павлова, нобелевского лауреата, чьи остроумные опыты с колокольчиком, вызывавшим слюноотделение у собак, знает каждый школьник. [Примечание: Необходимо помнить, что Нобелевскую премию Павлов получил не за эти эксперименты со слюноотделением. В 1904 году ему вручили эту величайшую награду за работы в области физиологии пищеварения, а концепцию рефлекса он создал позднее. Джордж Джонсон рассказывает восхитительную историю Павлова и собак Павлова в 9 главе своей книги The Ten Most Beautiful Experiments (New York: Alfred A. Knopf, 2008) [Имеется в русском переводе: «Десять самых красивых экспериментов в истории науки», КоЛибри, 2009]] Коль скоро собака по звонку колокольчика источает реки слюны, тем же методом можно обучить женщину расслабляться на схватках. Эта идея с необыкновенной скоростью распространилась по всей планете. Некий японский акушер вводил естественное родовспоможение в родной стране, услышав о «русской методике», будучи в китайском плену во время Второй Мировой войны. В знак почтения к коммунистам и не без намерения окоротить американцев, которые как раз интенсивно внедряли аналогичный метод, японец назвал свою разработку «советско-российский и коммунистическо-китайский метод безболезненных родов». Коллегам из Соединённых Штатов он пояснил, что фактически обучает тем же дыхательным практикам, что приняты в Европе и Америке, однако «шесть лет американской оккупации отвратили нас от США в целом и методов, в США распространённых, в частности», так что пришлось выбрать название, связанное с Россией и Китаем. Коммунистический бренд продвигался не слишком хорошо, и в конечном итоге японский врач остановился на более нейтрально звучащем «психопрофилактическом методе безболезненных родов».

Бинг не нравилось название «естественные роды», она предпочитала менее вызывающее, но более насыщенное значениями наименование «подготовка к родам». Эпитет «естественные» подразумевал кардинально новый подход, тогда как «подготовка» на первый взгляд представляет собой информирование, и не более того. Бинг отдавала предпочтение «подготовке к родам», а не «естественным родам» ещё и потому, что провозглашала своей целью не изгнать медикаменты из акушерского обихода, а дать самим женщинам силы и возможность принимать информированные решения, хотя по её статьям можно прийти и к обратному заключению. Однако девизом Бинг было «Сознательность и подготовленность». Все, кто преподаёт техники естественных родов, подчёркивала Бинг, имеют общее желание — просветить родителей, ожидающих пополнения семейства, которые слишком долго блуждали во мраке неведения, как фигурально выражаясь, так и буквально.
Tags: get me out
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments