Ольга Майорова (maiorova) wrote,
Ольга Майорова
maiorova

Category:

Товар-деньги-товар, или книжный магазин в самой читающей стране.

Нашла свою старую, пятилетней давности статью. То, что подписано "из монолога покупателя" - текст мой. Из монолога продавца - по-моему, уважаемой френдессы olastr. Поправьте меня, если ошибаюсь. Сейчас бы, уж конечно, выступала под феминитивом "покупательница", хе-хе-хе. Итак, кого интересует книготорговля (и книгопокупка) - пожалуйте под кат.

Из монолога продавца:
Конкуренция в книжном мире высокая. Положение книжных магазинов пошатнулось сначала с появлением инет-магазинов, а затем и читалок. Многие наши постоянные покупатели приходят в магазин, хвастаются новой читалкой. Но заверяют, что если какая-то книга действительно приглянется, то купят в бумажном варианте. Отсюда любопытная тенденция - издатели массово кинулись выпускать все читаемые, топовые произведения в покет-варианте. Причем покеты эти качества хорошего и по цене приемлемы. Так же стали издавать полуподарочные варианты - золотые обрезы и глянцевые странички почти что по цене обычных книг.

Из монолога покупателя:
Интернет и, в частности, сайт либ.ру в 1999 году были настоящим открытием. Какая экономия! – восклицала я, тоннами скачивая многотомные собрания сочинений. Какая благодать, не придётся теперь отказывать себе в столовском завтраке и ходить домой пешком ради издания, которое через полгода активного перечитывания превращается в макулатуру. Не прошло и полугода, как я с ужасом поняла, что покупаю ещё больше книг! Компьютерный вариант текста стал очередным орудием выбора подходященькой книженьки.

Из монолога продавца:
Конкуренция между магазинами так же высока. Если что-то новое появляется у одного магазина, скоро это появится везде. Тут речь идет и о местах продаж, и о работе с бестселлерами и всяческих акциях и скидках. Упор делают на то, что есть еще и сезонный товар - учебники, к примеру. И привлекают для увеличения продаж дополнительное (часто новое) оборудование.

Из монолога покупателя:
А вы обратили внимание, что сетевые книжные магазины очень похожи? Я не хочу сказать «унифицированы, как Макдональдс», но джентльменский набор самых продаваемых книг действительно везде один и тот же. Например, «Чтец» Шлинка, «Похороните меня за плинтусом» Санаева вышли в свой срок и были хорошо известны в узких кругах. А лет через восемь-десять из них целенаправленно начали делать бестселлеры. И сделали!

Из монолога продавца:
По моему мнению, большой магазин с большим ассортиментом просто не может держать низкие цены в силу расходов на помещение, штат, акции по привлечению покупателей. Я и раньше-то редко покупала книги в таких книжных монстрах из-за высокой цены, а сейчас, с появлением ридера, тем более. Если хочется иметь книгу в бумажном варианте, то стараюсь найти магазин подешевле либо заказать по Интернету.

Из монолога покупателя.
Интернет-магазины, безусловно, выручают, но только подержав книгу в руках можно быть уверенным, что покупаешь именно искомое издание и в достойном качестве. Особенно это актуально для тех, кто собирает книжную серию или желает обрести подарочное издание.

Из монолога продавца:
Конкурировать с такими крупными магазинами пытаются небольшие магазины, которые пытаются держать более низкие цены именно в силу небольшого штата сотрудников и меньших расходов на рекламу. Но там свой минус - маленький ассортимент.

Из монолога покупателя.
Остро не хватает специализированных книжных лавочек, где единственный торговец знает свой ассортимент как свои пять пальцев и с закрытыми глазами может определить, где что лежит . Где «Техническая книга» и «Детская литература» нашей молодости? Они исчезли, как исчезли молочные и котлетные. Сейчас считается более удобным всё покупать в одном месте. Не случайно в гипермаркетах рядом с провизией, бельём и садово-огородным инвентарём нередко можно увидеть прилавок с модными детективами и дамскими романами. А что, разумно: закупился телесной пищей, подумай и о духовной.

Из монолога продавца:
Может быть, вы заметили, что везде убирают прилавки - увеличивается зона свободного доступа, стеллажи становятся ниже. Всё для удобства покупателей!

Из монолога покупателя
Меня всегда поражало, насколько неудобная, неловкая обстановка в книжных магазинах. Двухметровые стеллажи, по которым хоть лазай, как по мачтам и реям. Широкие тумбы, до центра которых едва дотягиваешься. Плоские витрины, закрытые со всех сторон, кроме одной. Некондиционную литературу какое-то время назад складывали в высокие корзины на колёсиках. Читатель, шурующий в этой корзине, чем-то (наверное, кряхтеньем) напоминал работника овощебазы за сортировкой гнилого картофеля. Сейчас эта дурная мода прошла, но высокие стеллажи кое-где остались. Не всем же быть баскетболистами, и на помощь приходят приступочка и стремянка. Однажды в магазине «Буква» я видела молодого продавца, который, сдвигая и раздвигая стремянку, на которой стоял, с необыкновенной ловкостью шагал «на ней». Но я, увы, не освоила высший пилотаж, поэтому лезу наверх не без боязни. А однажды лесенка-чудесенка подо мной развалилась. Благо полки устояли, а то была бы… смерть книголюба, и ножки из-под Брокгауза-Ефрона торчат. Так что эргономическую мебель приветствую.

Из монолога продавца:
По поводу ассортимента - в последнее время резко возрастает количество зарубежной литературы в серийном оформлении. Это любимые нами Интел-Бесты [серия «Интеллектуальный бестселлер»], Азбука-Классика и прочие. Такие книги всегда стоят на видном месте - визуально серии смотрятся шикарно. Бешено расширяют ассортимент детской литературы, что не может не радовать. Северные и французские писатели потянулись в наши магазины с пугающей скоростью. Сегодня товар принимала - новые детективы от шведов идут пачками!!!

Из монолога покупателя:
А ведь ещё совсем недавно основным предметом интереса была переводная литература, в основном с английского. Так, петербургский фантаст Елена Хаецкая была вынуждена публиковаться под псевдонимом Меделайн Симмонс. Харьковчане Громов и Ладыженский придумали маску: англо-китайского писателя Генри Лайона Олди. Вячеслав Рыбаков и Игорь Алимов объединились под именем Хольм ван Зайчик – что бы сказал Роберт ван Гулик? Из русской фантастики стабильно продавались разве что произведения Стругацких и Крапивина, а новые имена никому не были любопытны: разве может быть из Назарета что-нибудь доброе?

Из монолога продавца:
На классику спрос всегда и постоянный. Также мы научили покупателей, где у нас стоят новинки и бестселлеры и теперь все довольны. Как показывает мой опыт (а я открыла около 30 магазинов по сети) работа с новинками и бестами, их правильное расположение в торговом зале - половина успеха. Еще четверть - это ассортимент магазина, а еще четвертинка - работа персонала.

Из монолога покупателя:
Разумно распределить книги очень трудно. Сплошь и рядом «Дзен и искусство ухода за мотоциклом» Роберта Пирсига оказывается рядом с «Техническим обслуживанием и ремонтом тракторов», а «Беовульф» - в разделе киносценариев. Но даже если каким-то чудом книга стоит на своём законном месте, попробуй ещё её найти! Мне очень нравится опыт магазина «Литера»: все стеллажи обозначены буквами, каждая полочка пронумерована, и у любого издания, канцтовара или коробки пластилина есть собственный адрес. Адресной книгой служит выставленный прямо в зале компьютер с программой поиска. Но, чтобы поддерживать такой порядок, необходимо внимательно следить, чтобы посетители не перекладывали книжки туда-обратно. Поэтому всё упирается в профессионализм, внимательность и хитроумие персонала.

Из монолога продавца:
По поводу работы с ассортиментом - в каждом нашем магазине (я имею в виду в городе, где я живу) есть места для бестов и новинок. По какому принципу конкуренты выставляют там книги - я не знаю. Касательно нас - делается анализ продаж, и в бестах выставляются в максимально возможном количестве ста самых продаваемых книг по сети. С новинками та же лабуда - около ста самых ожидаемых. Две трети списка новинок - фантастика и фэнтези, к радости нашего Хомяка. Соответственно, стеллажи с такой литературой в прикассовой или входной зоне расположены.

Из монолога покупателя.
Фэнтези-лихорадка – явление давнее. Ещё в начале девяностых такие издательства, как АСТ и «Азбука» издавали фантастику, как научную, так и сказочную миллионными тиражами. Грузовики с «Волкодавами» и «Серыми Мышеловами» регулярно сбрасывали свою ношу

Из монолога продавца:
Ассортимент, как я уже написала, важен тоже. Исходя из практики - лучше как можно больше книг, но поменьше экземплярности. Тогда покупатель будет знать, что в этом магазине он найдет то, что надо. А при частых довозах товара пополнение ассортимента - не проблема.

Из монолога покупателя:
Большой ассортимент – не только решение, но и проблема. Помните старые ступени Дома книги на канале Грибоедова? В камне была протоптана довольно глубокая дорожка, и известная цитата «не зарастёт народная тропа» обретала новый глубокий смысл. Там стояли в очереди ещё наши прадедушки и прабабушки! Без преувеличения, в эпоху книжного дефицита почти все знали, что брать, что престижно, а что «постольку-поскольку». Книги были валютой, лучшим подарком, предметом хвастовства и средством самой настоящей наживы. Книжный спекулянт, так называемый «жучок» был такой же приметой времени, как фарцовщик. А сейчас… Да человек из семидесятых в обморок бы упал, поглядев на наши витрины. Вот тебе Мандельштам, вот и Цветаева, вот тебе Библия, вот и Коран, вот тебе Бердяев, вот и Ханна Арендт. Тысячи названий, и никакого особенного ажиотажа.

Из монолога продавца:
Магазинный быт - рутина рутиной. Но работу я свою обожаю. Во-первых, вокруг люди читающие. Мы часто спорим с коллегами и с постоянными покупателями. А с последними дружны настолько, что меня недавно на свадьбу пригласили. Люди познакомились в нашем магазине. Работать весело, но шутки и приколы-ситуации все рабочие и постороннему человеку вряд ли о чем-то скажут. К тому же, мне часто не до веселья - я старший продавец и слежу, в том числе, за дисциплиной.

Из монолога покупателя:
Я считаю профессию книгопродавца почётной. К сожалению, эксплуататорские тенденции присутствуют и в таком благородном деле, как торговля книгами. Одна моя приятельница несколько лет была продавцом-консультантом в немаленьком книжном магазине на Васильевском острове и ушла оттуда, потому что замучили штрафы и вычеты. Стоит какому-нибудь не в меру ретивому читателю украсть печатное издание, как у старшего по смене вычитали полную стоимость похищенного. В тот самый день, когда она увольнялась, один студиозус при мне хвастался, как удачно свистнул нужную книжку прямо с прилавка. И знаете, я стукнула его по морде.

Из монолога продавца:
К сожалению, о системе наценок ничего сказать не могу, потому как не знаю, по какой цене магазин (у нас вообще сеть магазинов) закупает книги. Просто скажу, что я думаю по этому поводу. Во всех крупных книжных магазинах - а наш магазин крупный - цены примерно одинаковые и довольно высокие. Потому и высокие, что большой штат, многочисленные рекламные акции, временные скидки. Выход новой книги популярного автора всегда сопровождается какой-то акцией. Например, выход "1Q84" Мураками. При покупке этого романа (двухтомник, кстати) второй роман этого автора можно приобрести со скидкой 50%. Красиво оформляется стол-тумба, на котором выкладывают все книги Мураками, плакаты разные и т. д.

Из монолога покупателя:
Не в обиду будь сказано, но ценность рекламной акции зависит не от того, сколько на акцию затратили, а от того, что именно прорекламировали. Был такой дореволюционный торговый стишок:
Так говорит Заратустра:
"Кто рекламирует шустро,
Но не пленяет товаром,
Тот рекламирует даром".

Из монолога продавца:
В июне продавали три черно-рыжих покета по цене двух. Два месяца была скидка 40% на дорогие подарочные издания. Все крупные книжные сети постоянно придумывают что-то новое, чтобы привлечь покупателей. Постоянно обновляется выкладка книг на столах посредине зала, в карманах на стеновых панелях. Туда выкладываются новинки, популярные книги в разных жанрах, чтобы привлечь внимание покупателей.

Из монолога покупателя:
Вот столы в центре зала – это гениальное изобретение. Красиво выложенные книжки привлекают взгляд и занимают внимание покупателя. А ещё гениальнее – место, где можно сесть и попристальнее ознакомиться с интернетом. Правда современная затея совместить книги и кофе мне не особенно в радость: всё-таки читать за едой – это баловство.
Когда уголков читателя не было, каждый выходил из положения на свой лад. В одном центральном магазине, прямо в торговом зале зачастую можно было видеть немолодую даму с тетрадкой. В эту тетрадку она на весу переписывала гарики Игоря Губермана. И никто не пресекал: все понимали, что душа просит поэзии, даже когда финансы поют романсы…

Из монолога продавца:
А покупатели - это вообще песня! Некоторые покупатели почему-то думают, что я должна им порекомендовать книгу даже в таких специальных разделах, как право, философия, экономика или японский язык! Одна покупательница просила у меня совета, какие книги ей приобрести для того, чтобы написать диссертацию(!) по экономической теме! Я ей говорю: "Может, спросите совета у своего научного руководителя?" Она ответила, что он ничего конкретного ей не сказал. А я, выходит, могу посоветовать? А один покупатель, когда я в ответ на подобную просьбу ответила, что порекомендовать не могу, потому что в этой области не специалист, спросил: "А как же вы продаёте?"

Из монолога покупателя:
Что касается меня, стараюсь сотрудникам книжных не докучать без нужды. Иногда просто изумляюсь, с какими вопросами и претензиями пристают к продавцам господа потребители. Например: «А помогите найти такой многотомник, там про Америку, автора не помню, но он русский, и на самом деле – Розенблюм». Мозговой штурм помог выяснить, что речь идёт об «Источнике» Айн Рэнд (Розенбаум, конечно, а не Розенблюм). Или: «А что дать почитать ребёнку, который ещё азбуки не знает?» Вопрос, достойный мастера дзен. Бывают и совсем уже невоспитанные особы; однажды в большом книжном магазине я стала свидетелем настоящего скандала. Пожилая женщина напустилась на продавцов с ужасной руганью: ей, изволите видеть, не понравился музыкальный фон в торговом зале! Подайте жалобную книгу, приведите директора, трам-тарарам! Есть такое понятие, как грань маразма.
Иногда, впрочем, за грань маразма, заходят и книгопродавцы. На что уж «Дом книги» - оплот интеллигентности и учтивости… Никогда не забуду, как девушка, краснея и стесняясь, спросила у консультанта «литературу об однополой любви», и что же ответила консультант? «Я таких вещей не читаю!»

Уважаемые книгопродавцы и уважаемые покупатели! Давайте жить дружно! Всё-таки мы все в одной лодке, и надеюсь, что у нас хватит разума её не раскачивать. Друг без друга мы никуда; спрос рождает предложение, а грамотное предложение рождает спрос.
Tags: книги
Subscribe

  • О дне космонавтики

    Меня сегодня дочь огорошила вопросом: а как празднуют день космонавтики? Сейчас — юбилей же, шестидесятилетие — они и на труде ракету клеили, и на…

  • О муже и супе

    Про писательницу Руфь Зернову прочитала уморительную историю: однажды она со своей матерью навещала старую приятельницу, вдову. У приятельницы в это…

  • Растим детей всем обществом

    Любопытная статья (англ.) о группе американских семей, решивших объединиться ради взаимопомощи в воспитании детей. Самоотчёты родителей и детей…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments