Ольга Майорова (maiorova) wrote,
Ольга Майорова
maiorova

Categories:

Агрессор без агрессии: история одного расстройства

Возникновением этого термина психиатрия и психология обязаны военному делу. Точнее, Второй мировой войне. Ещё более точно, мобилизации, которая происходила в Соединённых Штатах и, соответственно, потребовала медицинских комиссий во всех призывных пунктах страны. Какой врач самый главный в призывной комиссии? Конечно же,  психиатр. И вот главным психиатром Вооружённых сил США назначили Уильяма Меннингера.

До того Уильям, или, чаще, Уилл Меннингер пребывал в тени своего великого брата Карла Меннингера, автора знаменитых книг "Человеческий разум" (не переведена) и "Человек против самого себя" (переведена на русский под названием "Война с самим собой"). В порядке увлечения занимался он скаутским движением, а именно ответвлением "морские скауты". Вообще забавно, если вдуматься: штурман корабля с экипажем из детей и подростков - по специальности психиатр. А кто ещё в состоянии сладить с целыми двумя бушующими стихиями?

Ну так вот, грянула война, Уилл Меннингер оставил прославленную клинику в Топеко ради военной службы и столкнулся с теми, кто служить по тем или иным причинам не хочет. С психическими больными всё вроде бы ясно. С симулянтами всё ещё яснее. А что делать с теми, кто от воинского долга вроде бы не отлынивает, но... лучше бы их в части не было ни при какой погоде? Как описывал этих солдат сам Меннингер, открытой враждебности они не выказывают, но несомненную агрессивность выражают "пассивными способами, а именно надутостью, упрямством, прокрастинацией, неэффективной деятельностью и неявным препятствованием [выполнению приказов]". В общем, то самое, что именуется на сленге "сачок" или "сачкодав". Сам Меннингер назвал это поведение пассивно-агрессивным и счёл его причиной личностную незрелость бойцов и протест против неизбежной армейской рутины. Но вот проблема: тысячи и тысячи людей в гражданской жизни вели себя совершенно так же, как пассивные агрессоры Меннингера в солдатчине. Они сачковали.

Однако вернёмся к нашему главному психиатру. Он предоставил командованию документ Медицинский 203 [Medical 203], где адаптировал для условий действующей армии современную классификацию психических расстройств. Впоследствии легендарный текст оказал большое влияние на DSM-1, e Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, по которому работали с 1952 года все психиатрические учреждения США. Пассивно-агрессивные там были объединены с пассивно-зависимыми, но впоследствии заняли почётное место и в последующих редакциях DSM, и в Международной классификации болезней 10 пересмотра (МКБ-10). Там пассивная агрессивность живёт в разделе F60.8 наряду с нарциссическими, расторможенными, незрелыми и другими расстройствами личности. А если бы не солдаты, давившие сачка...
Tags: по специальности
Subscribe

  • О бретонских святых

    С того дня староста не отказывал себе в удовольствии проверять время от времени невеликие мои знания. Стоило ему выяснить, что я умею читать вечерние…

  • Уроки политехнизации

    Один из первых отрапортовал об успехе внедрения общественно полезного труда Б. Покровский, секретарь Ленинградского обкома КПСС. Ленинградские и…

  • Политехнизация в школе: ошибка или гениальный прорыв?

    Котелок не варит, и в порядке отвлекающего средства продолжаю читать про Хрущёва: «Советская школа в 1950-е-1960-е годы» Г.М. Ивановой. Добралась как…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

  • О бретонских святых

    С того дня староста не отказывал себе в удовольствии проверять время от времени невеликие мои знания. Стоило ему выяснить, что я умею читать вечерние…

  • Уроки политехнизации

    Один из первых отрапортовал об успехе внедрения общественно полезного труда Б. Покровский, секретарь Ленинградского обкома КПСС. Ленинградские и…

  • Политехнизация в школе: ошибка или гениальный прорыв?

    Котелок не варит, и в порядке отвлекающего средства продолжаю читать про Хрущёва: «Советская школа в 1950-е-1960-е годы» Г.М. Ивановой. Добралась как…