Ольга Майорова (maiorova) wrote,
Ольга Майорова
maiorova

Categories:

Об идеалистах и материалистах

...положение женской молодежи того времени было очень нелегко. Лишенная высшей и даже средней школы, дома учившаяся только языкам, читавшая в лучшем случае только романы, она не имела достаточной подготовки, чтобы жить жизнью века и идти в мысли и чувстве об руку с мужской молодежью. К участию в серьезных чтениях и спорах молодых людей не допускали девушек простые требования приличия, не говоря уже о подготовке. Между тем результаты юношеских споров были далеко не безразличны для барышень. Женщина играла в этих спорах очень важную роль; теоретически ей представлялась роль высшего существа, предназначением которого было пересоздать мужчину. Среди табачного дыма и за стаканом вина решались вопросы, как женщина должна любить: то от нее ждали любви по Шиллеру, то она должна была чувствовать по Гегелю, то ей рекомендовалось проникнуться настроением Жорж Занд. И все это предъявлялось одному и тому же женскому поколению, на очень коротком промежутке времени в одинаково безусловной, догматической форме. Сколько же нужно было такта и искренности, мягкости и врожденного благородства, чтобы, не прибегая к лицемерию, удовлетворить ожиданиям молодых людей — и остаться самой собою?

П. Милюков. Любовь у "идеалистов тридцатых годов". СПб, Знание, 1903

Понятное дело, речь идёт об идеалистах тридцатых годов XIX столетия. Интересно, как менялись стереотипы вида "женщина должна". Идеалисты тридцатых от материалистов десятых отличаются только набором значимых имён да ещё тем, что у первых женщина - высшее существо, способное исправить любовию всё мироустройство, если только достаточно постарается, а у вторых женщина - низшее существо, способное исправить любовию всё мироустройство, если только достаточно постарается, но она не старается, ленивая сука, бейте её, бейте.

А вот женщины отличаются уровнем образования. И потрясающей возможностью участвовать в
серьезных чтениях и спорах молодых людей. Если допустят, конечно.
Tags: книги, старые истории
Subscribe

  • Самая длинная сказка

    Жил да был на свете эмир, и любил он сказки. Ежедневно лучшие сказители, певцы, былинники, ашуги, акыны, жыршы, шаиры, манасчи, гуруглихоны и, по…

  • Ох уж эти сказочки

    Мне сейчас совершенно не об этом следует думать, но который день не даёт покоя вопрос: кто такой человечек Тимпе-те? Ну, вы же помните, у братьев…

  • Из книги Брониславы Кербелите «Мудрые, странные и жадные люди»

    Литовский фольклор. * * * Однажды старик пасёт скот у дороги и всё поёт: — Оба конца одинаковые! Оба конца одинаковые! Король ехал мимо. И он никак…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments

  • Самая длинная сказка

    Жил да был на свете эмир, и любил он сказки. Ежедневно лучшие сказители, певцы, былинники, ашуги, акыны, жыршы, шаиры, манасчи, гуруглихоны и, по…

  • Ох уж эти сказочки

    Мне сейчас совершенно не об этом следует думать, но который день не даёт покоя вопрос: кто такой человечек Тимпе-те? Ну, вы же помните, у братьев…

  • Из книги Брониславы Кербелите «Мудрые, странные и жадные люди»

    Литовский фольклор. * * * Однажды старик пасёт скот у дороги и всё поёт: — Оба конца одинаковые! Оба конца одинаковые! Король ехал мимо. И он никак…