Ольга Майорова (maiorova) wrote,
Ольга Майорова
maiorova

Category:

О программе по литературе

На прошлой неделе прочла у _zanoza_ любопытнейший пост - о безграничной депрессивности советской, да и постсоветской, школьной программы по литературе. И действительно, вот что предлагают прочесть на лето учащимся седьмого класса.

Былины: Илья Муромец, Садко. Логично: и Киевский цикл представлен, и Новгородский. Но если "Садко" - произведение вполне компактное, то про Илью Муромца полтора десятка былин, и большинство из них такого свойства, что за богатыря делается неудобно. То он с другом из-за жены поссорится, то сына кулаком убьёт, то по кабакам шастает. Надо бы конкретизировать.

А. С. Пушкин, "Полтава" Допустим. Допустим. За себя скажу, что начала улавливать, что в поэме к чему, не ранее десятого класса, а до того лишь недоумевала: как можно так светло воспеть такое кровавое месиво? В этом, видно, и состоит гений. Из прозы: "Станционный смотритель". Один. Без ансамбля. Один изо всех пяти "повестей покойного Ивана Петровича Белкина". Небрежным движением руки методиста дети остаются без "Выстрела" с его чеканной формой, без святочных ужасов "Гробовщика", без единственных органичных хэппи-эндов русской классики: "Барышни-крестьянки" и "Метели". Оставили, как нарочно, самую скорбную и неудобопонятную для младших подростков повесть.

Н. В. Гоголь, "Тарас Бульба" Тоже один. Изо всего "Миргорода" читать только "Тараса Бульбу", да ещё и во второй редакции - это всё равно, что изо всех "Вечеров" одну "Страшную месть" и потом недоумевать, где ж там Александр Сергеевич нашёл весёлость. Умнее вообще не связываться.

М. Ю. Лермонтов, "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" Только при условии, что исторический комментарий будет длиннее самой песни.

М. Е. Салтыков-Щедрин, "Дикий помещик" Щедрина не все любят, но тут согласна. Хорошая злая сказочка.

Л. Н. Толстой, "Детство" - хоть не "Севастопольские рассказы", и на том спасибо.

А. П. Чехов, "Размазня", "Хамелеон", "Злоумышленник" - а почему эти три? "Хамелеона" я бы оставила, "Злоумышленника" - тоже, хоть и с оговорками. Но "Размазня"? Жирный хозяйчик издевается над безответной подчинённой, "она робко замерсикала и вышла"... А вы уверены, что это именно в седьмом классе?

И. А. Бунин, "Цифры" - у моего брата в программе был этот рассказ. Там в описании детского гнева повторяется рефреном: "трах ногами в пол". Излишне говорить, что никто из школьничков ни слова, кроме этого "трах", не понял и не запомнил.

Л. Андреев, "Кусака"... А что сразу не "Красный смех"? Чтобы жизнь мёдом не казалась?

Максим Горький, "Детство", "Старуха Изергиль" "Детство" я нежно ностальгически люблю, молодец, называл насилие насилием. Но там же к каждой строчке надо сноски делать: что такое купорос? зачем отворять царские двери? Кто такие езуит и фармазон, и почему ими быть плохо?

Андрей Платонов, "Юшка", "Неизвестный цветок" - в целом солидарна, если уж тащить в седьмой класс Платонова, то именно эти вещи. Хотя "Юшка" - опять-таки о жестоком убийстве.

Борис Шергин, "Для увеселенья" - уму непостижимо. Изо всего шергинского богатства, изо всего юмора, нежности, красоты выбрать, как два молодых здоровых дядьки несколько недель умирали от голода и обезвоживания.

Фёдор Абрамов, "Безотцовщина", "Трава-мурава" - "Грех великий плакать, кто пережил блокаду да войну", помню-помню... Так или иначе, не для детской аудитории это писалось.

Евгений Носов, "Кукла", "Живое пламя" - тоже о военной травме. Вот так же ярко и быстро, словно маки, отгорела жизнь её сына. Алексей погиб, спикировав на своем крошечном «ястребке» на спину тяжёлого фашистского бомбардировщика… Юноши, юноши, дешёвые юноши...

Юрий Казаков, "Тихое утро" - вот эта история в программе на месте. Никакой дидактики, стиль чудесный, читается на одном дыхании.

Д. С. Лихачёв, "Земля родная". Отдельные главы - приветствую, но вся книга целиком - зачем вы так циничны? Передозировка информации приводит к отвращению...

Из иностранной литературы предлагается "Отец и сын" Олдриджа - а я не знаю такого произведения, и О. Генри, "Дары волхвов". Эк составителей мотает, то Лихачёв, то О. Генри. Но к великому утешителю никаких претензий, звонок на перемену.

Задом будет наддано... то есть тьфу, на дом будет задано рассчитать, какая часть программы не несёт в себе убийств, мучительных смертей, избиений и унижений как человека, так равно и животных. Подсказка - часть значительно меньшая.

Очень смешное дополнение: Кроме списка литературы на лето для 7-го класса, обязательного для прочтения, есть список дополнительной литературы. К дополнительной литературе стоит приступать только после освоения основной! То есть Кэрролла и Даррелла - только после "Тараса Бульбы"! Издеваются над детьми...
Tags: книги, школа
Subscribe

  • В преддверии праздников

    И как вам, уважаемые читательницы, закон о возвращении вытрезвителей? Очень вовремя, вы не находите? Анекдот восьмидесятых годов о Кировском…

  • Круглая дата

    Сто лет со дня смерти моего любимого писателя В.Г. Короленко. Перечитываю, помню, люблю. Из рассказа "Ночью": Хведько привязал лошадей, потом его…

  • К дню психолога

    Я сплю иногда по восемнадцать часов в день. Одно из двух: либо у меня острая клиническая депрессия, либо я кот. И что вы считаете проблемой?…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 174 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • В преддверии праздников

    И как вам, уважаемые читательницы, закон о возвращении вытрезвителей? Очень вовремя, вы не находите? Анекдот восьмидесятых годов о Кировском…

  • Круглая дата

    Сто лет со дня смерти моего любимого писателя В.Г. Короленко. Перечитываю, помню, люблю. Из рассказа "Ночью": Хведько привязал лошадей, потом его…

  • К дню психолога

    Я сплю иногда по восемнадцать часов в день. Одно из двух: либо у меня острая клиническая депрессия, либо я кот. И что вы считаете проблемой?…