Ольга Майорова (maiorova) wrote,
Ольга Майорова
maiorova

Categories:

Некоторые пояснения к предыдущему посту

А то меня в комментах уже с товарищем Зоей сравнивают: Это была женщина, судя по костюму, но, вероятно, существо бесполое по существу: низкорослая, с лошадиным лицом, небольшая дощечка груди и огромные неловкие ноги. Она всегда размахивала ярко-красными руками, то жестикулируя, то поправляя космы прямых светло-соломенных волос. Истинно мой портрет, за одним лишь исключением: я не считаю Макаренко солдафоном и халтурщиком, а считаю уникальным педагогом. Промежду прочим, ЮНЕСКО выделяет четырёх учёных, которые определили лицо современной педагогики: Монтессори, Дьюи, Киршенштейнер, которого, кстати, у нас совсем не знают, и наш Антон Семёнович. Другое дело, что в наше время, когда и строй другой, и требования отличаются, и, как в том анекдоте, "питания другая", довольно-таки наивно воспринимать идеи Макаренко в качестве панацеи.

Вот типичный пример, в каком ключе обсуждается непрофессионалами тема "Макаренко и личность". Врач читает общедоступную лекцию о патологических характерах. Ганнушкин, Леонгард, акцентуации всякие, психопатии... публика это любит. В финале кто-то из аудитории задаёт животрепещущий вопрос:
- А излечимы ли психопатии?
Врач пык-мык, начинает объяснять, мол, тра-та-та и па-та-тра, терапия личностных расстройств направлена не на изменение личности как таковой - это не в силах человеческих, а на компенсацию негативных проявлений. То есть психопатия останется, лишь проявления будут смягчены. И тут-то и извлекается туз из рукава:
- А как же Мака-а-аренко?? Он вот изменял личности своих воспитанников!

И сколько бы доктор ни ахал, что Макаренко с психопатами, социопатами и химически зависимыми не работал вообще, обыватели разойдутся по домам в полном ощущении, что вот у Антона Семёновича была волшебная палочка, которой он превращал серийных убийц в полезных членов общества, а мы, недостойные, где-то сию палочку посеяли. Так вот - не было ни у кого в истории педагогики волшебной палочки. И не будет. Вспомним, как одна из сотрудниц Куряжской колонии описывала воспитанников:

Большинство наших ребят - крестьянские дети, потерявшие во время войны и голода родителей. Куда им деваться? Ремесла они не знают никакого, читать и писать не умеют, что ж им еще остается? Ясно - воровать. Государство подбирает их с улицы, обучает, делает честными людьми, неужто ж вам жалко внести в это дело свою лепту, какие-то там несколько копеек, которые у вас вычитают? [...] Ведь это ж дети несчастные, а не разбойники.

Из статьи Н. Ф. Остроменцкой "Навстречу жизни"

А под катом - интересный список первых колонистов и колонисток. Особенно обращают на себя внимание два вопроса: за что эти дети угодили в колонию и так называемый род дефективности.

Tags: детоньки, по специальности
Subscribe

  • (no subject)

    У меня вообще много случалось в жизни абсурдного, причём низкосортно абсурдного, такого, что в приличном обществе и рассказать неудобно. Но…

  • А Питеры Пэны летят и летят

    Перечитывала на досуге Айрис Мердок, «Дитя слова». Хорошая книга, хулиганская. Если бы они под занавес утопились все разом, было бы ещё…

  • Благодарственное песнопение оклемавшейся

    У кого сегодня день военно-морского флота, а мы, напротив, празднуем то, что не поплыли. Сантехник-сан и его младший коллега, который подавал

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 34 comments

  • (no subject)

    У меня вообще много случалось в жизни абсурдного, причём низкосортно абсурдного, такого, что в приличном обществе и рассказать неудобно. Но…

  • А Питеры Пэны летят и летят

    Перечитывала на досуге Айрис Мердок, «Дитя слова». Хорошая книга, хулиганская. Если бы они под занавес утопились все разом, было бы ещё…

  • Благодарственное песнопение оклемавшейся

    У кого сегодня день военно-морского флота, а мы, напротив, празднуем то, что не поплыли. Сантехник-сан и его младший коллега, который подавал